Category: психология

Category was added automatically. Read all entries about "психология".

Траурная лента

К психологии керченского стрелка

Не возьмусь судить, в какой степени автор текста угадал. Но всё равно, почитайте. Есть над чем задуматься и благополучным.

Присоединяюсь к соболезнованиям автора всем пострадавшим в трагедии без исключения.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/397494.html.
El juez Garzón

Непонимания пост

[profile] kosarex пишет, что "Сибаритство оказалось ахиллесовой пятой российского либерализма". Вполне возможно, что он прав. Но если так, то я не понимаю психологии "терпящих бедствие" олигархов. Если всё, что они делали, было только ради денег, то им самим должно быть скучно. Точнее, должно становиться скучно с какого-то момента. Но если деньги это часть игры во власть и достижение некоторых иррациональных ценностей, то в эту игру можно играть бесконечно. И если вдруг у тебя отбирают деньги, то это просто новый раунд игры - по новым правилам. Тебе привязали одну руку за спиной, но ты по-прежнему дерёшься. Это же круто.

Видимо, моя психология сильно отличается от психологии деньги имущих. Оттого у меня денег-то и нет. :)
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/389828.html.
El juez Garzón

Почтальон всегда звонит тысячу раз

Крестьянские восстания в Тамбовской губернии при царе и большевиках

Прочтя пост по ссылке, я попытался сравнить психологию помещиков Российской Империи столетней с лишним давности и современных российских предпринимателей. Допустим, вы тамбовский помещик. Ваше имение разграбляют, усадьбу сжигают. Делают это крестьяне. Они действуют сообща, будучи полностью убеждёнными не только в своей силе, но и в своей принципиальной моральной правоте. И вы знаете, что это может повториться в любой момент. И хотя воинские команды, теоретически, придут на помощь, но успеют ли они, чтобы спасти лично вас и вашу семью...

А сколько огорчений причиняли нам крестьяне! А. Чехов. "Моя жизнь". Маша, бледная, оторопев, думая, что сейчас к ней ворвутся в дом, высылает на полведра; после этого шум стихает, и длинные бревна одно за другим ползут обратно со двора. Здесь описан не бунт, а рядовой процесс строительства школы для крестьянских детей.

Итак, допустим, вы тамбовский помещик, который знает всё это, но при этом ваша психология - это психология современного российского предпринимателя. Что вы сделаете? Ответ прост и однозначен: вы постараетесь распродать ваше имущество как можно более выгодно и свалить с деньгами за границу. Затем вы приобретёте лавандовое поле в Провансе (например), и забудете о русской действительности, как о страшном сне. Именно так сейчас поступают сотни тысяч российских предпринимателей. А ведь им угрожает не крестьянский самосуд, а всего лишь полицейский произвол. Могут посадить, ограбить. Семья при этом, скорее всего, уцелеет. Однако и эта ограниченная (хотя и всё равно крайне неприятная) угроза заставляет людей бежать - в огромном количестве. А вот помещиков российской империи куда большая и куда более очевидная угроза бежать не заставляла. Кто-то, конечно, уезжал, но, в основном, по культурным и климатическим причинам. Из-за чахотки, в частности. Такого массового и, скажем так, концептуального бегства, как сейчас, тогда точно не было. Оно возникло позже - после 17 года. Когда выбора уже не было. Либо ты бежишь, либо тебя убьют.

Вывод: мы сейчас пуганые. А правящий класс РИ был непуганый. И какой-то самонадеянный. Думали, что рассосётся? Нет, не рассосётся. И тогда не рассосалось, и сейчас тоже.

Я их, тогдашних, не понимаю. Чего они ждали? Ведь всё было очевидно - даже, если не знать слова "социалисты".

Попутный вывод из прочтённого: русский крестьянин когда-то отличался готовностью коллективно, организованно и с ограниченным (вдумчивым) применением насилия защищать свои интересы. Русский крестьянин по своему психологическому складу и традициям прекрасно соответствовал задачам народной самоорганизации и самообороны, защиты своих прав. Россия вполне могла бы стать свободной и вооружённой страной. Страной вольных реднеков, да. Море крови и организация голода понадобились большевикам именно для того, чтобы преодолеть способность русских защищать свою свободу. Бесчеловечная диктатура это не следствие рабской психологии народа, а совершенно наоборот - средство подавления его свободолюбия. Для подчинения уже воспитанных рабов большевизм не был бы нужен.

.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/371596.html.
El juez Garzón

Фрейдизма пост

Мелания Трамп распорядилась спилить самое старое дерево на лужайке у Белого дома.

Трампу, в принципе, не в обиду - ему уже за семьдесят, с него никто и не спросит. Но зачем же так, демонстративно, да на всю страну...

:)

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/361433.html.
El juez Garzón

Подумалось

С точки зрения качества и содержания психологической реакции: нынешнее отношение очень многих к ИГИЛ, как к банде антицивилизационных отморозков, заслуживающих только уничтожения, не иллюстрирует ли отношение тех же многих к распространению большевизма без малого 100 лет назад? И не было ли в идеологии Октября определённого стратегического психологического просчёта, создавшего СССР огромные трудности, причём как внешние, так и внутренние? При том, что фактура в двух случаях разная; при желании есть возможность показать скептику, что большевизм это хоть и необычная, но всё же разновидность цивилизации. Гагарин в этом смысле "джокер". И тем не менее.
El juez Garzón

К психологии борьбы

Прочёл фразу:
Нам, русским, нужно как следует разозлиться (в смысле, перестать быть добренькими). И чем быстрее мы это сделаем, тем лучше, для нас самих.

К сожалению, данное высказывание имеет под собой основание. И это очень, очень плохо. Уметь бороться за себя только в изменённом состоянии сознания это верный путь к гибели.

Борьба за самих себя должна быть обычным, рутинным делом, не требующим душевного напряжения. Убил врага, почистил зубы, лёг спать. Спал спокойно. Тогда шансы есть. Не нужно при этом, перестав быть добреньким, становиться злым. Злость это душевное качество, а нам нужны не душевные качества, а профессиональные. Борьба это работа, а не любовь-ненависть. Я не отрицаю важности благородных порывов; в конце концов, всё с чего-то начинается. Но на порывах, даже самых блестящих, нельзя построить что-то долгосрочное.

Не злоба, а понимание необходимости определённых действий и лишённое особых эмоций совершение оных. Вынес мусор, раздавил гадину, пошёл на работу. Душевные качества нужны для себя, для семьи, для друзей, для творчества - но не для врагов. Врагам наши душевные качества неинтересны.

Мышление в духе: "Я подожду, пока они меня прищучат, разозлюсь и тогда начну всерьёз бороться, и ужо пусть тогда трепещут" это полный кошмар, на самом деле. Это слабость и гарантированный провал. Так нельзя.
El juez Garzón

Выборы как вежливость

Бывает так, что чужая воля и обстоятельства ставят людей в положение, в которых у них не остаётся выбора. "А сейчас вы оба пойдёте и станете собирать осколки головы негра с заднего сиденья". Люди идут и делают то, что от них требуется. Но при этом им очень хочется услышать слово "пожалуйста".

Смысл употребления слова "пожалуйста", в русском языке, кстати, этимологически восходящего к "пожалованию", то есть к привилегии сюзерена, в самодержавном государстве единственно имеющего право "жаловать", в том, что его употребление создаёт или хотя бы лишь обозначает возможность появления психологической иллюзии свободного решения. "Мне сказали вежливое слово, значит я как бы сам, по доброй воле делаю то, что я сейчас делаю, то есть копаюсь в дерьме. При этом я всё понимаю, я понимаю, что меня заставили, но поделать со своей психологией ничего не могу". Вежливость маскирует принуждение, упрощая процесс смирения с оным. При помощи доброго слова и пистолета можно добиться большего, чем просто при помощи пистолета. Вежливые вооружённые люди добьются большего, чем просто вооружённые люди. (Это то, чего по каким-то причинам не хотят понимать украинствующие, например).

Правящие классы или внутриклассовые группировки заявляют всем остальным: "Нам глубоко наплевать на вас, нам даже неинтересно, есть вы, или вас нет; лучше бы, чтобы вас не было - воздух чище будет. Но мы хотим решить наши проблемы. Для этого нам нужно, чтобы вы делали для нас определённую работу и отдавали нам ваши деньги, не спрашивая у нас, как и зачем мы их расходуем. Мы можем заставить вас сделать то, что мы хотим. Но для снижения собственных затрат на принуждение мы создадим у вас иллюзию, что вы сами решили делать для нас работу и отдавать нам ваши деньги. Для этого мы проведём выборы, то есть скажем вам вежливое слово".

Выборы это "пожалуйста". При этом, заметим, неважно, идёт ли речь о выборах или о "выборах". И то, и другое - вежливость, и использует один и тот же психологический механизм, создающий иллюзию свободного решения.
El juez Garzón

Психологическое и практическое в Донецке

Реакция украинствующих на "парад пленных" в Донецке - прекрасная иллюстрация старого тезиса, согласно которому любое эффективное действие противника объявляется аморальным.

Военнослужащие строем прошли по улице. И всё. А воплей-то: "Преступление! Нарушение Конвенции о военнопленных! Издевательство над беззащитными!" И вывод: "Сжечь этот Донецк!"

Вопли можно отнести к материалу для диссертации по психологии, а к делаемому украинствующими выводу донетчанам необходимо присмотреться. Их действительно хотят убить. Это не абстрактное психологическое, а вполне практическое наблюдение.
El juez Garzón

О сложности

С одной стороны всестороннее развитие личности в рамках цивилизации предполагает формирование у личности многогранной картины мира, включающей обширные исторические и геополитические воззрения, дающей представление о масштабных процессах, далеко выходящих за рамки отдельной личности. Без подобной картины мира субъект не сможет осознать себя в рамках цивилизации.

С другой стороны необходимость достижения успеха в обязательном порядке предполагает формирование у личности самоощущения "здесь и сейчас; никто, кроме меня сию секунду".

Поскольку усилия цивилизации сосредоточены на первой задаче, вторая по большей части предоставлена сама себе. При этом отметим, что вторая задача в некотором смысле противоречит самоощущению, рождаемому следованию задаче первой. Поэтому возможность решения второй задачи часто угнетается хорошо решённой первой.

Не в этом ли причина странного упадка цивилизаций?
El juez Garzón

Месседж "Аватара"

Все посмотрели "Аватар" давным-давно, и уже забыли о нём. А я вот увидел его только сейчас. И по праву говорящего последним скажу самое умное. :)

Это, безусловно, знаковый и важный в идеологическом отношении фильм. О возможных вариантах его месседжа сказано очень и очень много. Но, на мой взгляд, сказанное слишком сложно и рефлексивно. Ведь мы имеем дело с красиво снятой, но простой, как валенок, и сплошь состоящей из штампов сказкой.

То, что это лишь сказка, не означает, что в ней нет намёка. Напротив, именно в этой сказке намёк весьма велик и почти архетипичен. Это отличает формально бесхитростный "Аватар", к примеру, от "Гарри Поттера", который в отношении намёков намного примитивнее - настолько же, насколько интереснее в плане уровня фантазии. Но это сравнение не говорит об "Аватаре" плохо. Напротив, если в "Поттере" фантазия существует ради фантазии и буйствует себе вволю, то здесь мы имеем строжайше отмеренную долю ея. Долю, отмеренную лучшими мастерами на аптекарских весах высочайшей точности.

Увидеть архетип месседжа "Аватара" несложно. В основе мы имеем историю про то, как Интернет побеждает "Газпром". По фильму люди и животные, оснащённые биопортами USB и способные к соборному слиянию, безусловно более правы, чем кости Матушки-Земли. Единая нейросеть планеты оказывается способной противостоять зову полезных ископаемых. В битве культуры против почвы побеждает культура. Где здесь архетип? Посмотрите - да это же старинная идея важности духовного единства в сравнении с правами на материальные блага. Воцерковленность даёт спасение, а те, кто хотят качать нефть, неправы и не пролезут в Царство - нет, не Божие, а как там зовут ту неоновую штуку, в которую уходят души синих гамадрилов? Забыл, сорри. :)

В общем, всё это мы тысячу раз проходили. И о чём оно? Да всё о том же. Когда кому-то нужно забрать из-под кого-то землю вместе с земельной и природной рентой, он объявляет массам, что тем нужно покрепче взяться за руки, чтоб не пропасть поодиночке, и отойти от материальных благ в сторонку. Дабы массы не мешали. Для какой цели из нафталина вытащили старый архетип, причём сделали это так лихо, что его посмотрели все (даже я теперь)? Видимо, пришло время очередного передела территории с упором на месторождения, и этой операции необходимо идеологическое прикрытие. То есть, месседж фильма, строго говоря, прямо противоположен его сюжету.

Что до лично меня, то я между Интернетом и "Газпромом" выберу "Газпром". В российском климате без Интернета можно, а без газа нельзя. И да простят меня разноцветные птеродактили.