Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

El juez Garzón

О коммунистическом воспитании

Когда я учился классе, наверное, в третьем, у моего одноклассника была виниловая пластинка с записями какого-то юмориста, читавшего что-то условно смешное. Имя юмориста я не помню, но было это ещё до Хазанова и кулинарного техникума. Голос с пластинки был другой, более обыкновенный. Мы с одноклассником несколько раз слушали эту запись долгими зимними вечерами.

Не помню ничего из содержания пластинки кроме одной юморески. Она была, вы будете смеяться, но про сантехника. В СССР, если кто не помнит, сантехник некоторое время был "штатной" фигурой, над которой можно было смеяться. Разрешено, то бишь. Позднее в рамках гласности к нему присоединился начальник ЖЭКа, и того "бичевал" уже Хазанов - "Жильцам. От начальника ЖЭКа". Сантехник с пластинки "пропесочивался" за то, что брал с жильцов деньги - сверх своей зарплаты.

Помню пару относительно смешных для третьеклассников находок автора. В одном месте говорилось про бабку, квартиру которой затопило настолько, что она плавала в ней с аквалангом. И только пришёл к ней сантехник, как она уже с рублём выныривает. У другого жильца батарея отопления была холодная. Сантехник включил её на полную мощность. Далее шла фраза: "На батарее кот лежал, белый. Стал чёрным - обуглился". Здесь нужно было смеяться.

Сюжет истории развивался при помощи гипнотизёра, к которому сантехник тоже пришёл кран крутить, и который сантехника загипнотизировал. Загипнотизировал так, чтобы тот в ответ на предложение денег за свою работу мог произнести только одну фразу: "Мене противно брать деньги". Жильцы на эту фразу по-разному смешно реагировали, а начальник сантехнику сказал: "Ты, конечно, молодец. Но справку из психдома всё таки принеси".

Так вот, о коммунистическом воспитании. Всё самое главное в нём заключено в высказывании, привитом гипнотизёром злосчастному сантехнику. Всё остальное либо служит этой формуле фундаментом, либо из неё выводится. Единственная проблема коммунистических воспитателей оказалась в том, что они не гипнотизёры. Желания у них есть, а власти над человеком нет. Не дано им это.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/479400.html.
El juez Garzón

Как узнать, чем занят капиталист?

Я вам расскажу.

Нам, советским людям, говорили, кто такие капиталисты и чем они заняты. Эти рассказы составляли целую картину социальной Вселенной. В этом рассказанном нам мире
- учёные постигали законы Природы;
- инженеры на основе постигнутого учёными изобретали машины и механизмы;
- рабочие, используя машины и механизмы, создавали материальные блага;
- управленцы организовывали все эти процессы, чтобы их участникам не приходилось отвлекаться.
Все четыре категории работающих усердно трудились, лили пот ручьями, утирали его со лба и постоянно добивались увеличения производительности труда.
Но счастья не было, поскольку над этой пасторальной картиной господствовали капиталисты. Которые присваивали себе чужой труд, эксплуатировали созидателей, отбирали у них блага и использовали их во вред обществу - для устройства войн, например. И были они при этом ненасытны настолько, что всей Вселенной было недостаточно, чтобы удовлетворить их алчность.

Сказочное королевство. Ну, а дальше, как мы знаем, история про принцев-освободителей. С принцессами там как-то только не задалось, которых нужно было освобождать из башни. Почему? А, конечно! История-то для младшего школьного возраста. Там про любовь ещё не нужно.

Меньше всего на свете я хочу кого-либо в чём-нибудь обвинить. Советских людей так учили - и никак иначе. А узнать правду самостоятельно они нигде не могли. Потому, что капиталиста живьём никогда не видели. Даже в зоопарке. Однажды, правда, перед их глазами повесили трёхцветное полотнище с надписью "КапитализмЪ". Но это был только занавес. Точнее, занавеска, за которой что-то происходило. Капитализма там особого не было - так, вспомогательный. Капиталисты там были, но они прятались и часто убегали огородами во Францию. Не познакомишься. Не спросишь: "А чем ты, мил человек, тут вообще занят?"

В общем, советские люди как пребывали, так и продолжают пребывать в неведении относительно рода деятельности капиталистов. Неведение это полное. Люди не понимают, что такое "капиталист" и что он делает, от слова "совсем". Как я не понимаю, чем занимаются гонзо-журналисты или, к примеру, гонфалоньеры - и даже не знаю, кто это такие.

Я позволю себе ещё раз подчеркнуть: там абсолютно дремучий лес. Сказочная чаща из непроходимых зарослей колючек. Как выросла она вокруг дворца со Спящей красавицей, так и охраняет её сон доселе. Никто её покой не потревожил.

Меня эта чаща тоже не пропустит. Я же не принц. Я, конечно, могу сообщить советским людям, чем занят капиталист, но они мне не поверят. Они скажут, что я продался капиталистам, чтобы восхвалять их, отвлекая пролетариат от классовой борьбы. И что самое скверное, они так подумают. Мне не пройти ту чащу; и пытаться не стану.

И всё же... Мы не привыкли отступать! Нам расколоть его поможет Волшебник - Просвещенья Дух. Я попробую объяснить советским людям необъяснимое, пользуясь их достоинствами. А именно, тем, что в своё время они много и хорошо учились. Они ходили в школу, техникум, институт, университет, училище боцманов, читали учебники, писали конспекты, выступали на семинарах. Вот на это я и постараюсь опереться.

Точнее - на учебники. И для советского человека есть надёжный способ узнать, чем же заняты капиталисты. И способ этот несложен. Для советского человека он привычен и естественен.

Объясняю. Предположим, что человек захочет стать пилотом истребителя. Что он станет делать для этого? Начнёт учиться. В числе прочего - читать учебники, в которых написано всё, что нужно, чтобы стать пилотом истребителя.
А если человек захочет научиться кройке и шитью, он возьмёт учебник по кройке и шитью. У моего отца был такой учебник; он назывался "Конструирование одежды". Одежды в те времена было мало, и мой отец шил её самостоятельно. Почитает, значит, человек учебник по кройке и шитью, потом попрактикуется, потом полетает на швейной машинке с инструктором, и - глядишь - готовый пилот истребителя. Читая учебник, человек узнаёт, что нужно делать, чтобы овладеть тем или иным занятием.

В учебниках для космонавтов написано, что нужно сделать, чтобы стать космонавтом.
В учебниках для пиратов написано, что нужно сделать, чтобы стать пиратом.
В учебниках для капиталистов написано, что нужно сделать, чтобы стать капиталистом.
И если вы прочтёте эти учебники и станете делать то, что в них написано, то обязательно станете космическими пиратами-капиталистами. Всенепременно. А если просто прочтёте, то узнаете, чем эти необычные люди заняты в своей повседневной деятельности. Валяют ли они валенки? Ездят ли они на велосипедах среди звёзд? Или, может быть, просто починяют примус?
А если не прочтёте, то так и не узнаете. Так и помрёте в неведении.

Есть важная особенность: учебники стараются писать так, чтобы в них не было вранья. Если в учебнике для крановщиков будет написана неправда, то выучившийся по такому учебнику крановщик уронит кран, сломает здание и до смерти напугает девушку-каменщицу, за которой пытается ухаживать. И они не поженятся, у них не родятся дети и некому будет слушать по вечерам волшебные сказки. Отчего мир погибнет. Вот, что может случиться, если в учебниках станут писать неправду. Поэтому если в учебнике написано, что водитель должен крутить руль руками, то верьте - именно так ему и следует делать. Не ногами, и не хвостом. То же касается учебников для капиталистов. Что там пишут, то капиталисту и пристало.

Конечно, есть учебники, написанные получше и похуже. Но, я думаю, вам повезёт. Короче. Дорогие и многоуважаемые советские люди! Раздобудьте себе учебники по ведению бизнеса. Для начала подойдёт что-нибудь простое. Что-то наподобие книжки "Как домохозяйке стать предпринимателем". Пусть это будет дешёвая книга в мягкой обложке; можно из букиниста или из магазина "Уценённые товары" (того, где работает Чебурашка). Заведите себе такую книгу и прочитайте её. Так вы узнаете, что нужно делать, чтобы стать капиталистом - хотя бы начинающим. Нам сейчас большего и не нужно. И ещё вы узнаете, чем же, на самом деле, эти капиталисты занимаются.

Ручаюсь: вам откроется дивный новый мир, о существовании которого вы и не подозревали.

Удачи.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/443220.html.
El juez Garzón

Задумчивое - о школе

Сколь многих теоретических споров о среднем образовании можно было бы избежать полностью, либо многократно сократить их продолжительность, если бы любая беседа по данному предмету, применительно к любой стране и любом времени, начиналась бы с констатации факта: "Средняя школа это средство воспитания взрослых, лояльных правительству". При этом безусловно подразумевается, что правительство это "они". После такого утверждения всё становится значительно проще и яснее.

Детям это тоже нужно растолковывать; тогда у них будет меньше психологических проблем, связанных со школой. Дети и сами способны догадаться. Всё слишком очевидно. Но разъяснение не помешает, вдобавок показав ребёнку, что он не одинок в своём взаимодействии с монстриком.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/442555.html.
El juez Garzón

О настоящем элитном образовании

Подозреваю, что изложенное здесь справедливо. Может быть, не в деталях, которые могут быть не точны или недостаточно корректно изложены, но в общем направлении мысли.

Я не знаю, существует ли уже настоящее элитное образование, но если нет, то оно должно возникнуть. Это образование должно учить всему. Вообще всему. Что есть, как спать. Как управлять своим организмом. Как заботиться о здоровье. Как помогать своему мозгу. Как отдыхать. Как осваивать новые навыки. И, главное - как общаться с людьми. Такое образование, предполагаю, удалится от традиционной формулы: "студенты приходят на лекции, слушают бу-бу-бу, потом сдают экзамены" и станет ближе к системе подготовки олимпийской команды. При этом развитие тела станет основой для развития мозга.

Настоящее элитное образование. НЭО.

Результатом такого обращения с подопечными должно стать появление людей, уже к 20-22 годам способных решать сложные системные проблемы и увлекать за собой людей. В качестве дипломной работы можно будет заработать миллиард долларов или устроить государственный переворот в какой-то подопытной стране. Или и то, и другое вместе.

Конечно, такое образование не будет дешёвым и общедоступным - хотя по мере удешевления какие-то его элементы будут "просачиваться" в бюджетный сегмент. Вероятно, оценка пригодности НЭО для менее чем 1% верна. Это будут сверхлюди, властители мира будущего. Конкуренты искусственных интеллектов.

Но. Есть нюанс. В текстах, доступных по приведённой ссылке, изложена формула "деньги - интеллект - деньги". Она верна сама по себе, но работоспособна лишь в ситуации, когда можно обеспечить схему "интеллект - деньги - интеллект". Для НЭО необходима экономика, позволяющая применять высокоразвитый ум для быстрого и масштабного зарабатывания денег. И что-то мне подсказывает, что это сказано не об РФ.

В заключение отмечу, что:
- все рассуждения об элитном образовании как о "классическом", с переводами из Тацита, являются попытками вскочить в поезд, сброшенный под откос сто лет тому назад. Это всё вообще не о том, о чём нужно.
- НЭО это не про "три года бить баклуши, тусоваться и нюхать кокаин". Это про жёсткий личный тренинг, не оставляющий возможностей для вредных занятий.
- все фантазии об обществе, в котором деньги не будут играть роли, можно выбросить в мусорный бак.
- главный ключ к будущему это ваша амбициозность в развитии вашего ума.
- "завтра" будет лучше, чем "сегодня". Много лучше.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/439210.html.
El juez Garzón

К теме элитного рекрутинга

Есть один вопрос, который, судя, к примеру, по некоторым постам Богемика и ряду комментариев к ним, а также по многим комментариям к этой моей записи вызывает серьёзные затруднения у весьма многих. Притом, что вопрос прост до элементарного.

В советские времена советские люди многого не знали и не понимали. Может быть, даже почти ничего не знали и не понимали. Но была одна тема, в которой никто и никогда не ошибался. Тогда использовалось одно выражение, имевшее совершенно конкретный, всем понятный и при этом объёмный смысл. Скажут такое про человека, и про него всё было ясно. Нет, вы не поняли. :-) Всё ясно. Вопросов более не было.

Это выражение "По общественной линии пошёл". К примеру, некий молодой человек поступил в Саратовский институт механизации сельского хозяйства. Далее цитирую Википедию:

"В институте активно занимался общественной деятельностью: на младших курсах работал в жилищно-бытовой комиссии профкома, был комиссаром студотряда.

В 1984—1988 годах работал на штатной должности председателя студенческого профкома СИМСХ. Вступил в КПСС в 1985 году.

В 1986 году после окончания факультета организации и технологии ремонта машин СИМСХ по специальности «инженер-механик» поступил в аспирантуру и защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук по теме «Разработка и обоснование параметров весового дозирующего устройства стебельных кормов».

С 1986 года — на преподавательской работе."

Судя по всему, механизатором сельского хозяйства перспективный "кадр" не отработал ни одного дня, сразу став преподавателем. Сейчас этот человек возглавляет Государственную Думу РФ.

Предпочтительная для него самого дальнейшая судьба молодого человека была ясна уже на первых курсах учёбы - "по общественной линии пошёл".

Меня удивляет: что тут может быть неясного? Ладно Богемик - мы с вами не знаем, в какую игру он играет. Но комментаторы? А в моём блоге почему возникли вопросы?

"Так там же про латынь и про диссертации о педерастах, а не про комсомол". Большая лыба. :-))))) Так это ведь одно и то же. "Общественная линия".

Система подбора молодых кадров для рекрутирования в элиту, созданная в СССР, имела свои особенности. В частности, предполагалось, что у каждого кандидата в элиту должна быть "базовая" профессия. Почему так, притом, что по этой профессии не требовалось, или не всегда требовалось работать - не столь уж важно. Видимо, сказывалось исходное "рабоче-крестьянское" происхождение Советской власти; нужно было, чтобы человек "пороху понюхал да дело знал". Это совсем не дурное требование - на мой личный взгляд. Хотя европейский опыт показывает, что можно обойтись и без этого.

Европейская традиция подбора элит не "рабоче-крестьянская", поэтому действует прямее и не обременяет своих избранников излишними сущностями. Отбор кандидатов в элиту производится уже на этапе выбора факультета. Здесь всё работает просто. Как рассуждает нормальный обыватель? "Чему нужно учиться? Посмотрим на портале Superjob и узнаем. Есть востребованные и хорошо оплачиваемые профессии. Вот туда и нужно идти. - А если, папа, я пойду учить древнегреческий и заодно исследовать ощущения трансгендеров? - А есть ли вакансии с требованиями по этим направлениям? - Нет. - Вот и не дури."

Как это описал Богемик, пытаясь меня вразумить, "Инженер может прийти на завод и назвать сумму, которую хочет получать. Он её получит. Социальный антрополог может поехать в Ирландию заколачивать ящики для овощей." Вот-вот. Это я и имею в виду. Это нормальная логика нормального обывателя.

И есть "ненормальная" логика человека, который не хочет быть, допустим, инженером, как все дети соседей, а хочет отличаться от "массы". (Последнее слово может в его устах быть и иным, более грубым). Кто-то, кто хочет попасть в элиту. Для таких и есть факультет античной литературы (если мы говорим об Англии; в СССР это был бы факультет бесперспективных для власти "ботаников", прячущихся от построения социализма в башне из слоновой кости). В Чехии это будет факультет социально-гендерных проблем (или как он там на самом деле называется, я не знаю). Суть в том, что подготовка диплома по специальности, не востребованной на рынке труда, однозначно выдаёт субъекта, стремящегося к исключению себя из общей массы. И уже дело "старших товарищей" выделить из числа подобных субъектов перспективные кадры.

Если человек из Англии получил образование по специальности "античная литература", а из Чехии - написал диплом на тему "Гомосексуализм у эскимосов", то это означает "по общественной линии пошёл". Так это и следует понимать. В советском смысле.

Конечно, далеко не все, пошедшие по общественной линии, дойдут по ней в тёплые и красивые места. Мы смотрим на самую начальную фазу отбора. Дальше каждому кандидату в элиту предстоит много испытаний, в которых проверят его способность творчески служить системе. Какая-то часть окажется всего лишь действительно, на самом деле поклонниками античной литературы или эскимосов-гомосексуалистов, и не попадёт "в обойму". Но все и не нужны. Перед нами лишь первое "сито", самое крупное. Кто-то его обязательно пройдёт, как прошёл его наш первый герой, из саратовского института. Или, как пишет всё тот же Богемик, "некоторые из них успели получить определённую известность в качестве активистов неправительственных организаций и т. д." "Неправительственные организации" это то, что теперь в Европе вместо комсомола. Ребята начали движение, которое для кого-то из них закончится креслом в Правительстве Чехии или в Европарламенте.

Разберём тему чуть подробнее. Потенциальные кандидаты в элиту должны отвечать как минимум трём характеристикам. 1. Обладать некоторым интеллектом и уровнем культуры. Стилистика "Сашко Билого", несмотря на всю её зрелищность, не в тренде. Это требование автоматически удовлетворяется по факту защиты диплома; можно считать, что совсем уж идиот и хам с этим не справится или будет отчислен ранее. 2. Кандидат должен испытывать желание принадлежать к элите. Это требование обеспечивается выбором бесполезной с точки зрения рынка труда специальности. 3. Кандидат должен не иметь моральных предрассудков, которые могли бы воспрепятствовать его дальнейшей политической деятельности. С этим пунктом разберёмся особо.

Если человек сидит и переводит Тацита, то трудно по одному этому факту судить об его морали. Вполне возможно, что перед нами действительно любитель Тацита, который упадёт в обморок от одной мысли о необходимости применить насилие. Поэтому классическое образование не вполне эффективно решает проблему подбора кандидатов в элиты. Современное образование в этом отношении намного прогрессивнее. Авторство диплома о феминизме (с похвалой таковому, естественно - другой текст и не пройдёт) подразумевает, что разговаривать с данным субъектом о морали проще. Он уже убеждён, что одни должны давить других, и что это абсолютная норма. Поэтому сравнивая образовательные системы Англии и Чехии на примере обсуждаемых данных следует признать, что в Чехии дело поставлено намного современнее. В советские времена система подбора элит в Чехословакии была аналогична советской; теперь она вот такая.

Сказанное не означает, что Великобритания отстала от остальной Европы (или, как сказали бы англичане, от Европы). Здесь есть тонкость. Британцы считают, что их привилегированные учебные заведения готовят не просто кандидатов в элиты, а кандидатов в элиту элит - международную. Им необходимы критерии, которые выделяли бы их рекрутов из тех, кто выделился из общей массы. Все будущие элитарии выделяются заведомой бесполезностью своего образования - а англичане особой бесполезностью своего образования. Бесполезностью в квадрате. Поэтому "мёртвые" языки. Вопрос самочувствия трансгендеров можно, в принципе, считать хоть и малоинтересной, но всё же вполне научной темой; с формальной точки зрения это направление для нормального научного исследования, которое даже может иметь какое-то медицинское значение. Классическое же образование ни к какому практическому делу не приткнёшь. Англичане просто и весьма изящно решили вопрос выделения элиты из элиты, всего лишь оставив всё, как у них было в прошлом. А с моральными вопросами у англичан никогда не было проблем; по крайней мере применительно к вещам, происходившим в востоку от Суэца.

Надеюсь, что мне удалось рассмотреть вопрос достаточно внятно. Гордиться тут нечем; тема уж очень простая. Посему повторю свои слова об удивлении непониманием её многими.

Добавлю одно соображение. Советской системы подбора кандидатов в элитарии в РФ больше нет. А что есть? Возможно, я чего-то не знаю, но по-моему такой системы не видно. В РФ можно попасть в элитарии через Академию ФСБ или через диплом по бизнесу (к примеру). Проблема в том, что обучение и службе в ФСБ, и бизнесу дают профессию, и работать далее нужно именно по профессии. Принцип рекрутирования элитариев из числа профессионалов, поднявшихся "наверх" в рамках своей специальности, противоречит и советской, и европейской традиции. У элитария не должно быть профессии, он не простолюдин. Может быть, тут есть какое-то сходство с тем, как поставлено дело в США, но я не уверен. Может быть дело в том, что стране, находящейся под внешним управлением, собственная элита противопоказана - что и подтверждается отсутствием системы отбора в таковую, а то, что я называю элитой, есть лишь местная обслуга настоящей элиты. Но и этого я не могу утверждать со всей уверенностью. Тут есть, над чем подумать.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/422432.html.
El juez Garzón

Очевидное о двусмысленном

По Сети распространились ссылки на аудиозапись, атрибутируемую как выступление П. Н. Милюкова. В своей речи оратор говорит о лозунге "Россия для русских" и об его влиянии на готовность инородцев переходить в русскую идентичность. Данное влияние оценивается как крайне отрицательное.

Не будучи способным установить подлинность записи как таковой, сделаю замечание по существу сказанного оратором, кто бы он ни был. Реализация лозунга "Россия для русских" будет не отталкивать инородцев от русскости, но, напротив, привлекать к ней. Ведь обретение русской идентичности, помимо прочего, окажется ещё и выгодным предприятием. Униженное положение русских, напротив, будет способствовать укреплению инородцев в идентичностях, отличных от русской. При таком положении дел стремление быть русским очевидно отдаёт мазохизмом.

Собирая разнообразных инородцев в лоне единой идентичности, лозунг "Россия для русских" способствовал бы объединению и укреплению страны. Напротив, тенденция формирования множества устойчивых и при этом относительно малочисленных идентичностей очевидно приводит к распаду воображаемого сообщества и облегчает внешние манипуляции с образующимся в результате сего конгломератом. Образование множественных субъектностей ведёт к утрате единой дееспособной субъектности. Это прекрасно знали ещё древние римляне, исповедовавшие по отношению к покорённым ими народам вы сами знаете какой принцип.

Советская попытка создать "новую историческую общность" при одновременной поддержке местечковых национальных идентичностей была очевидно внутренне противоречивой и демагогической по существу. Последствия известны. Единство Советской страны могло быть обеспечено только подходом "Никто никому не запрещает жить, как жили его предки. Однако получивший образование и социализировавшийся в индустриальном обществе человек становится русским". Напомню, кстати, что новообращённые часто стараются быть "святее Папы Римского". Ленинский замысел, как мы знаем, радикально отличался от описанной идеи. Очевидно, сохранение страны не было для большевиков самостоятельной ценностью.

РФ продолжает двигаться по пути СССР. Сохранить РФ можно, и сделать это даже проще, чем было спасти СССР - ввиду большего "исходного" процента русских в РФ. Однако такой задачи, очевидно, нет.

.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/416833.html.
El juez Garzón

К механике крипто-колониализма

По непаханому полю русской общественной мысли бродит призрак крипто-колониализма. Говорят, что в массы его выпустил известный шарлатан Галковский; может быть, оно так и есть. Возможно, что цель сей затеи изначально была доброй и состояла в том, чтобы вывести русскую общественную мысль из тупика непреложного вопроса: «Что же с нами такое произошло?» Благодаря идее крипто-колониализма этот похмельный по своей сути вопрос, как правило, разрешается в духе: «Англичанка гадит!», каковой подход, к сожалению, никак нельзя назвать средством от интеллектуального бессилия. В то же время есть немало людей, для которых мышление в кгбешном стиле, поиск «агентов влияния» и тайных интересов являются естественными; таких людей я готов оставить при том, что они имеют.

Collapse )
. Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/405404.html.
Траурная лента

Школьной стрельбы пост

Родственикам погибших - мои соболезнования.
________________

Собственно, всё происходит так, как происходит всегда. Существует проблема - какая-то непонятная фигня в отношениях между молодыми людьми в учебных заведениях, которая прорывается массовыми расстрелами. Проблемой никто особо не занимается и даже не интересуется. Способ "лечения", естественно, предлагается простейший - запретить средство "прорыва". Вот типичный пример. "Нужно отобрать у людей оружие". А то, что с учебными заведениями творится какая-то чудовищная херня (см. статистика из поста по ссылке), приводящая к взрывам ненависти, это неинтересно.

Почему так? Потому, что запретить легко. А разбираться со школами и коледжами - тут думать надо. И, возможно, многое в жизни менять. Потому, что, на самом деле, разбираться нужно далеко не только с учебными заведениями. Тут начнёшь "копать", и, как говорил Жванецкий, полезут недостатки всей системы.

Прямой эквивалент подобной логики: "Что это люди из кинотеатра побежали? - Так там пожар же! - Нефиг бегать! Всех привязывать к креслам! - А, может, лучше пожар потушить? - Не философствовать! Тащи верёвки!" Вместо устранения проблемы устраняется средство проявления наличия проблемы.

Это самая обычная, чрезвычайно распространённая человеческая логика. К сожалению. Она проявляется во многих вопросах и повсеместно.

А если начать исследовать вопрос серьёзно, то окажется, что "атомизированное" общество это естественная среда для подобных эксцессов. Воображаемых связей-то между людьми нет. Теперь и нации стараются добить; представление людей о других людях, как о "своих", стирают до конца. А "не свои" это как бы и не совсем люди вообще. Заменить представление о свойстве в человеческой психике нечем. Сотни тысяч лет эволюции человеческого стада пропагандой не отменишь.
_______________

"Порадовал" Следственный комитет, решивший, что поскольку причиной смертей в Керчи были огнестрельные ранения, то это не теракт. А если бы у убийцы не было "ствола", и он только сделал бы бомбу, это был бы теракт? А какая хрен разница, извините? Действие-то то же самое - по существу.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/395914.html.
El juez Garzón

Ибо всякое бывает

Я, конечно, не знаю, кто такие Петров и Боширов (или, ежели хотите, "Петров" и "Боширов"). Не знаю, почему они ездят вдвоём, какие отношения их связывают, почему они ходят в одинаковых куртках и т. д. Не знаю, на кого работают. Но знаю другой случай.

Когда-то, теперь уже давно, были у меня коллеги по работе. Двое мужчин. Они были одноклассниками и, если вас это интересует, гетеросексуалами. Оба были женаты, и т. д. (Да, "и т. д."; не без этого). Работали они вместе - как напарники. И вот как-то раз поехали мы с ними в командировку. Они ехали вместе в одном купе, потом жили в одном номере, вместе целые дни работали, потом вместе ехали обратно. По возвращении все отправились с вокзала по домам, а они остались на вокзале, пошли в бар и сидели в нём ещё четыре часа - пили пиво и разговаривали.

Они за всё предыдущее время (с первого класса школы) не наговорились друг с другом.

Выглядели они не как "двое из ларца" и в одинаковых куртках не ходили. Потому, что один был небольшого роста и худой, а другой высокий и полный. А так - в общем, вполне себе Петров и Боширов.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/390057.html.
El juez Garzón

Элитарного образования пост

Периодически приходится натыкаться на высказывания, подобные нижеследующему:

- Отечество будетъ спасено, если достаточная часть представителей большаго бизнеса и администраціи проникнется мыслью, что подражать надо аристократической культурѣ и аристократическому образованію.

Цитируется по цитате же отсюда.

Спросите автора высказывания, что он имеет в виду под "аристократическим образованием". Он ответит вам про "изучение Горация в оригинале" и т. д. Может сложиться ощущение, что выражения "карго-культ" и "мартышка и очки" не являются общеизвестными. Спрашивать про аристократическую культуру, про то, что это за зверь такой и чем она интереснее любой иной субкультуры - не стоит, чтобы идиот не назвал вас идиотом. Не нужно и интересоваться, какая польза современному человеку от способности по памяти переводить Овидия - по той же причине. Вас просто назовут придурком, совком и ещё как-нибудь вроде того. Разговора не выйдет.

При всём кретинизме посылов, подобных процитированному, "аристократическое образование" действительно имеет ряд особенностей и действительно в определённом смысле является эффективным. Просто нужно понимать, что это и как именно работает.

Объясняю. Изучение древних языков, демонстративное пренебрежение естественными науками и тому подобные вещи, практикуемые, к примеру, в системе образования для английского истеблишмента, имеют целью формирование у молодых людей навыков, заведомо бесполезных. "Но для чего учить заведомо бесполезным вещам?" - спросите вы. Не "для чего?", а "почему?" Потому, что полезным вещам учат тех, кто должен работать. А те, кто предполагаются на роли хозяев жизни, должны иметь какие-то существенные отличия от таковых. Латынь и древнегреческий изучаются в частных школах для истеблишмента не потому, что они полезны сами по себе, но, напротив, именно потому, что они бесполезны. "Но ведь это же глупо!" Не совсем. Это вполне эффективная стратегия, просто она не связана со знаниями и навыками как таковыми. Она связана с подготовкой сплочённой социальной группы. Обучение "ненужным" вещам позволяет сформировать у молодёжи устойчивое мнение, что раз они обучены бесполезному (а не математике или, хотя бы, бизнесу), то ради жизненного успеха они должны придерживаться единственно подходящей в таком случае стратегии.

Какой стратегии? А как бы вы поступили, если бы вас с навыками написания сонетов (и только) отправили бы в составе группы из 20 человек, таких же, как вы, на химкомбинат с 10 000 сотрудников? Как бы вы постарались выжить? Ответ тут один: держаться вместе. Ни в коем случае не растворяться в коллективе поодиночке, но
считать себя особым сообществом, в которое не допускаются люди из остальных 10 000 сотрудников и которое добивается целей общими усилиями. А дальше - захватить заводскую многотиражку, например, или что-то "освобождённое", как говорили в СССР.

Изучение античной литературы имеет целью не изучение античной литературы, а формирование сплочённого сообщества. Той же цели служат и иные особенности организации частных школ для истеблишмента - изоляция учеников от семей, определённые кодексы поведения, традиции и т. д. Всё это звенья одной системы. Каждое из звеньев само по себе бессмысленно - как бессмысленно считать кунг-фу боевым искусством в эпоху танков и БЛА. Кунг-фу имеет смысл изучать только ради встраивания в некое сообщество (ну, и ещё как оздоровительную гимнастику - может быть; но это второстепенно). Так и с латынью и всем таким прочим.

Люди, которые настаивают на необходимости образования элитной молодёжи по классическим образцам, не понимают смысла образования элитной молодёжи. Так же, заметим, как в своё время критики коммунистической номенклатуры не понимали, что ошибаются, критикуя номенклатуру за бесполезность. Сообщество коммунистической элиты это сообщество людей, бесполезных для общества - но при этом теснейшим образом сплочённых именно этой своей бесполезностью. Что делало и продолжает делать эту социальную группу (точнее, её наследников - теперь уже) сильнейшим борцом за политические и экономические ресурсы общества. Сплочённость - вот ключ к успеху. Разрозненные и самостоятельные талантливые профессионалы, обученные всем премудростям современной науки, проиграют политическую борьбу сильным своим единством бездарям и тупицам, обученным только вышиванию крестиком. Проиграют - и окажутся у них в услужении.

Чему именно учить будущий истеблишмент, абсолютно всё равно. Это может быть латынь, марксизм или дзю-до, раскладывание пасьянсов или астрология. Важно, чтобы эта "наука" была совершенно бесполезной в современной жизни, что гарантирует, что пролетарии и интеллигенты не станут обучать ей своих детей. Кстати сказать, эта схема работает и в части основного (родного) языка. Обучать детей, скажем, татарскому языку вместо, допустим, английского выглядит дурью и пустой потерей времени. Но только не в случае, если вы выращиваете "расу господ". Английский выучат все остальные. Их можно будет нанять в переводчики. А ваша задача - сформировать сообщество, отчуждённое ото "всех остальных". Сообщество, которое будет править.

Советская система образования, формировавшая элиту из людей, изучавших заведомый бред (политэкономию социализма, например), по существу была ничуть не хуже своего английского аналога. Она выполняла ту же самую главную задачу. Система рекрутирования элитариев из числа спарринг-партнёров по дзю-до также ничуть не хуже. И так далее.

На латыни свет клином не сошёлся. Если кто-то будет призывать вас к обучению в "классическом" ключе, обвините его в том, что он дебил и поклонник карго-культа, не понимающий сути того, к чему призывает, и не ошибётесь. Если вы собрались стать элитарием, то изучать нужно не именно латынь (хотя в каких-то ситуациях можно и её), а те бесполезные практики, которые в моде в вашей стране именно сейчас. Поскольку важны, повторюсь, не знания и умения, а верность команде. Знания и умения нужны тем, кем вы будете руководить.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/387447.html.