"О «Леопарде» принято говорить, что этот фильм посвящён аристократии, не желающей смириться с новыми порядками. Я же теперь наоборот вижу в нём историю об аристократии, которая оказалась достаточно умной, чтобы признать наступление новой эпохи – эпохи национализма – и поступиться частью своих сословных привилегий во имя общенациональных интересов. И оказалась права, потому что это позволило Италии несмотря на ожидавшие её в последующие времена потрясения пережить их без катастроф. Естественно, само собой напрашивается сравнение с Россией, которую её менее умная аристократия привела к катастрофе."
Категорически не могу согласиться с данным утверждением в части оценки русской аристократии. Русская аристократия делала абсолютно всё то же самое, что и итальянская, и не только итальянская. Недолюбливала монарха (того, что имела на текущий момент), поддерживала либералов и революционеров, маршировала с красными бантами во главе революционных войск и так далее, и тому подобное. Русская аристократия была вполне компетентна в том, что делала, разбираясь в этом много лучше нас с Вами. У неё перед глазами были европейские примеры, известные по непосредственным впечатлениям и по разсказам очевидцев. Им не нужно было смотреть кино, чтобы что-то понять. Русские аристократы присутствовали при многих европейских революционных событиях и вполне верно представляли себе их движущие силы. Они очень хорошо знали, что получится, если поступить так-то и так-то, и выбирали наиболее адекватные своим интересам методы. Их никак нельзя назвать ни глупцами, ни некомпетентными людьми, ни лишёнными дара предвидения. Они действовали в рамках хорошо изученных ими сценариев, которые уже не раз давали необходимый результат.
И революционеры вели себя точно так же, как итальянские из числа показанных в фильме. Даже большевики, получив такую возможность, разселились по особнякам и усадьбам, пересели в "роллс-ройсы" и надели фраки - пусть только для общения за пределами "Советской России", но тем не менее.
Тогда что же пошло не так? Почему танец с революцией превратился в падение? На чём поскользнулись русские аристократы? На банановой кожуре, конечно же. На еврее-избыточности, как это называет
Нейтрализовать эти факторы можно было, привлекши к тому русскую народную массу. Но эта технология на тот момент ещё не была отработана. Это сейчас, после XX века, мы понимаем, как делаются подобные вещи, как возбуждать, направлять и как останавливать толпу. Тогда же на подобное могли решиться лишь те, кому нечего было терять - и это вполне естественно оказались не аристократы, а инородцы-маргиналы. Аристократы знали, что они делают, и их подход был совершенно надёжным. Их враги провели рискованный эксперимент, институционализировав всю муть со дна, и сторонники проверенных решений оказались к этому совершенно не готовы. Кроме того, аристократам было жаль страну, они не собирались её разрушать. Их враги были готовы пожертвовать любым числом русских. Защищающий нечто ценное всегда более уязвим, чем тот, кто защищает только своё положение.
____________
Фильм сам по себе таков же, как все известные мне фильмы Лукино Висконти - прекрасно сделан и притом долог и скучен. Актёры играют по большей части хорошо, но некоторые работают очень грубыми мазками, в частности Кардинале.