С божествами, духами, джиннами и прочими сущностями можно общаться лично или через посредников. Непосредственно Высшие (или Низшие, или равные, или непонятно какие) силы могут осуществлять с адептами любые физические действия, включая сексуальные, могут сниться им, говорить с ними, являться в тех или иных образах, присылать знамения в виде природных явлений, и так далее. На практике можно встретить, наверное, вообще все способы коммуникации, в которых человек способен участвовать. Всё то же самое возможно через посредников, как специально назначенных (должностных лиц религии), так и через случайных или избранных божествами людей (например, юродивых). Воля богов может быть передана в танце шамана, в направлении полёта птиц, в затмениях светил, в удаче или неудаче дела, во многом другом и даже просто в пейзаже. "Мы ехали по тёмному, мрачному лесу, пробираясь сквозь сырой туман, но вдруг выбрались на опушку на склоне горы, и перед нами предстала величественная картина горной долины, освещённой лучами закатного Солнца, и все мы ощутили присутствие Божества". Искусство, несомненно, тоже способ коммуникации с богами; как же я забыл про искусство?
В безконечном разнообразии способов коммуникации с божествами естественным образом возникают наиболее удобные, по интегральной совокупности параметров. К примеру, если люди проводят время в Живом журнале, читая здешнюю писанину, значит такой способ коммуникации для них входит в число наиболее удобных, и если некое божество выберет его, то, скорее всего, не ошибётся - информация будет принята и освоена адресатами. Логично предположить, что божества или иные мистические субъекты, применяющие наиболее комфортные для публики методы связи с общественностью, добьются наибольших успехов - популярности, почтения, жертвоприношений и так далее.
В силу нехватки образования мне сложно проанализировать весь спектр мировых религий по данному параметру, поэтому я ограничусь Европой. По всей видимости, так называемые авраамические религии сумели одержать победу в битве за популярность, противостоя такому гиганту, как религия богов-олимпийцев, благодаря текстовому характеру общения с адептами. Некоторые элементы текста использовались и олимпийцами, в виде изречений оракулов и сивилл, например. Но таковые случаи не имели универсального характера, будучи обращены лишь к источникам запросов, тогда как обще-употребительные священные тексты, свойственные религии Авраама и её потомкам, равно как ряду религий индийского происхождения, могут использоваться, толковаться и переживаться, а также проповедоваться широким кругом священнослужителей и верующих независимо от их первоначального предназначения. В результате психологический эффект общения с Высшей силой оказывается наиболее массовым и устойчивым. Если бы Зевс-Громовержец вместо потрясания молниями по особым случаям и руководства внутренностями быков сбрасывал с Олимпа листочки с машинописными текстами, содержащими указания в стиле: "Мойте руки перед едой" и "Не суйте два пальца в розетку", то есть стучался бы в сердце каждого отдельного Клааса, для которого каждое омовение становилось бы актом мистического общения, то вполне возможно, что ни о каких библейских и евангельских персонажах мы сегодня и не слышали бы, поклоняясь по-прежнему сыну Кроноса. Дмитрий Анатольевич Медведев был бы Верховным жрецом Храма Гермеса на Мясницкой, а Валентина Ивановна Терешкова настоятельницей весталок. И мы бы ничего при этом не потеряли. Положа руку на сердце, скажу, что помимо относительно надёжного и удобного способа коммуникации с Божеством, у авраамических религий нет никаких иных преимуществ ни в личной, ни в общественной жизни.
Тот, кто захочет создать религию будущего, должен учитывать в первую очередь технологию коммуникации. Рекомендую использовать подсказчик, работающий в режиме навигатора и говорящий голосом Бога: "Ты туда не ходи; ты сюда ходи. Снег башка попадёт, совсем мёртвый будешь". Популярность гарантирую.
Навеяно.