Так я в своё время "лечил" советский цветной телевизор, регулярно раз в три недели терявший все цвета кроме зелёного. Нужно было вставить вовнутрь тонкую и длинную отвёртку, прижать её жало к определённой плате и сильно ударить по рукоятке. Помогало ровно на 21 день; установлено экспериментально. Понимание, что всё же подобное ненормально, это моё наилучшее воспоминание от работы советского цветного телевидения. Не уверен, что это моё знание принесло пользу человечеству, но хотя бы я могу об этом разсказать.
Люди, которые лечили, или "лечили", или пытались лечить психиатрических больных прижиганиями и поркой, разсуждали примерно так же. "Есть сложная вещь, непонятно как устроенная. Её "глючит". Но если долбануть вот здесь, то вроде бы на некоторое время наступает нормализация. Или не наступает, в большинстве случаев. Но что-то делать нужно, а лучших идей нет. Поэтому продолжаем". Надеюсь, что некоторое ощущение ненормальности происходящего у этих психиатров имелось. Будь иначе, скорее всего психиатрия была бы лишена возможности развиваться.
Тем же самым занимаются изследователи фундаментальной физики. Они берут сложные механизмы, протоны, например, устройства которых они не знают и проникнуть внутрь которых не могут. За неимением лучшего они разгоняют их и сталкивают между собой. Из тех вылетают какие-то детальки. "Если не вылетают, нужно бить сильнее", - говорят они, и строят новый коллайдер. Но ощущения ненормальности происходящего у них, насколько мне известно, нет. А раз такого ощущения нет, то другие подходы они и искать не будут. Интуиция подсказывает мне, что объём сведений об устройстве часов, которые можно получить способом лупления часами об стенку, ограничен, и это означает грядущий тупик фундаментальной физики.