bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

О воспитании лени разума

Всю информацию, которую мы получаем, можно разделить на "первичную" и "вторичную". Под первичной в данном случае понимается информация, воспринятая непосредственно из окружающего мира. Под вторичной понимается информация, опосредованная другим человеческим разумом и не требующая для передачи и усвоения даже существования окружающего мира. То есть, уколоться булавкой и испытать боль означает получить первичную информацию; услышать: "Булавка острая, уколешься - больно будет" означает получить информацию вторичную.

После рождения человек некоторое время воспринимает только первичную информацию, постепенно, с годами, осваивая навык получения, критического освоения и присвоения информации вторичной. Первое необходимо для второго, поскольку закладывает базовые, "аксиоматические" связи; если субъект на своём опыте не узнает, что такое боль, разъяснение о булавке не будет понято им в достаточной степени.

Мир, в котором мы живём, во всё большей степени насыщается доступной вторичной информацией. Огромную роль в этой доступности играет Интернет, хотя в целом процесс начался давно. Изобретение письменности, книгопечатания, энциклопедий и справочников существенно упростило доступ к продуктам переработки информации. Но Интернет это радикальная революция. "Сырая" пища для ума, на мой взгляд неквалифицированного наблюдателя, в наши дни существенно уступает по объёму усваиваемого пище "приготовленной". "Информационное сыроедение" вполне обоснованно считается неэффективным, затратным способом усвоения предмета; "Если Вы перепробовали всё что можно, и ничего не работает, прочтите, наконец, инструкцию". "Готовые" материалы выгоднее, удобнее, сохраняют опыты быстротекущей жизни, они лучше систематизированы и красивее оформлены; от них не больно, в конце концов. Человеческий мозг, понявший это, будет стремиться к получению "вторичной" информации, предпочитая её "первичной".

Не думаю, что мозг способен в принципе разучиться получать "первичные" сведения, однако он может безсознательно лениться это делать. Со стороны подобное может выглядеть курьёзно. Субъект способен много лет ездить на автомобилях и не знать, что при открытии дверей в салоне зажигается свет - при том, что он наблюдал этот эффект тысячи раз. В осознании этого явления нет ничего трудного; по уровню сложности таковое доступно даже животному, собаке, например. Но субъект этого не знает - потому что ему никто не сказал. Мозг, привыкший воспринимать обработанные и систематизированные сведения, просто ленился усвоить их напрямую из окружающего мира.

Полагаю, что со временем мы сможем замечать за собой всё больше подобных неожиданных и смешных неудач. Надеюсь, что замечать. Ведь это первичная информация.
Subscribe

  • Проливая свет на тьму не облейтесь сами

    На языке англичан слово "bin" означает "мусорное ведро". Поэтому "мистер Бин" это "господин Мусорка". Раньше я как-то не обращал внимания на это…

  • К ограничению необъятного

    Прочёл превосходный текст уважаемого naval_manual, посвящённый вопросам стратегии планирования развития военно-морского флота. В этом тексте автор…

  • Юстировка по Юстиниану

    В школах Российской Федерации есть шестой класс. В шестом классе есть уроки истории. Для уроков написали учебник. Хороший он или плохой, я не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments