bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

Выбор пожарного

Мнения религиозных людей о жизни и задачах человека, насколько я способен их понять, выглядят для меня рекомендациями к действию в определённой обстановке.

Если религиозный человек излагает свои взгляды на жизнь, то он, как всякий нормальный докладчик, начинает с описательной части, говоря: "Положение дел сложилось такое-то. Это обусловлено тем-то и тем-то". При этом он может опираться на внешние людские источники либо на собственный мистический опыт ("Заслуживающие доверия люди разсказали и сам посмотрел"). Что бы не излагалось, это будет описание обстановки, какой она видится автору сообщения.

Описательной части следует резолютивная: "Считаю, что нужно действовать так-то и так-то, чтобы получить такие-то результаты". Здесь высказываются соображения по молитве, иным мистическим практикам, соблюдению церковных ритуалов, определённой душевной работе и так далее.

Вообще, у людей так принято. Сначала люди описывают обстановку, а потом предлагают, что нужно делать. Религиозные люди не исключение; они ведут себя совершенно нормально. Вопрос о верности оценки ими обстановки и об адекватности предлагаемых ими действий их же описанию я сейчас не разсматриваю совсем. Дальнейшее разсуждение построено на предположении, что верность и адекватность не подвергаются сомнению, в целом и в каждом конкретном случае, при всех их различиях между собой. Сегодняшний разговор с каждым верующим я начну с согласия, что в вопросах Веры он прав, и в описательной, и в резолютивной части, что бы он при этом не говорил.

Но я сделаю следующий ход.

Допустим, мы с Вами находимся в некоем помещении. И Вы замечаете, что откуда-то в довольно значительном количестве идёт дым. Вы сообщаете мне об этом. Это описательная часть Вашего доклада. Я соглашаюсь: "Дым идёт, и много." Я соглашаюсь с Вами и когда Вы говорите, что дыма без огня не бывает. Соглашаюсь, когда Вы говорите, что начался пожар. Никаких возражений по описательной части у меня нет.

Далее Вы говорите: "Нужно выйти на лестницу и бежать вниз. Пользоваться лифтом нельзя". Это Ваша резолютивная часть. Я соглашаюсь и здесь. Да, из зоны задымления необходимо как можно скорее выходить. Задохнуться дымом проще пареной репы. Да, пользоваться лифтом не следует. Да, нужно выйти на лестницу и да, нужно бежать вниз. Я со всем согласен. Бежать вверх нельзя, ни в коем случае. Только вниз. И нужно именно бежать, а не идти. Вы всё говорите верно. (Если профессиональные пожарные меня не поправят).

Вы говорите: "Там, внизу, Спасение". Я не спорю. Меня это даже радует.

Окей. И вот мы с Вами вышли на лестницу и побежали вниз. Бежим и бежим, а лестница всё не заканчивается и не заканчивается. Я спрашиваю Вас: "Когда же мы выйдем на улицу?" А Вы отвечаете: "Лестница так просто не закончится".

Оказывается, что выйти на улицу при жизни нельзя. Но бежать нужно; сверху дым. Нам предстоит бежать всю жизнь ("До самыя смерти, Марковна"). То есть, вся жизнь это "бег по лестнице". Хорошо, что хотя бы вниз.

Задаю два (или три) следующих вопроса.

Первый. Для чего вообще забираться в это здание, если потом придётся потратить всю жизнь, чтобы из него убежать? Нет ли в этом чего-то странного?

Второй. И это называется "жизнь"? А повеселее ничего нельзя придумать? Оно, конечно, дело вкуса; слышу голоса: "Вы ничего не понимаете, бег по лестнице это самое увлекательное". Но точно ли нет других вариантов?

Третий. Если вся жизнь это бег по лестнице вниз, то, быть может, есть смысл попробовать найти огнетушитель и пшикнуть им; вдруг всё не так страшно? Чем мы рискуем? Подсчётом ступенек? Их как шпал на Транссибе, не сочтёшь.

Может быть, раз уж мы оказались в этом здании, нужно не бежать из него, а попробовать его спасти?

Может быть, для этого мы в нём и оказались? Не для того, чтобы спасти себя?

Верно ли считать личное спасение безусловной целью, или это средство, которым, при определённых условиях, можно пожертвовать? Я не предлагаю бросаться в огонь, но всё же - для чего мы здесь?

"Спортивная" концепция, согласно которой задачей является отбор лучших бегунов для перехода на следующий уровень, а остальные - "проигравшие прошлых сезонов", мне известна. Только в рамках этой концепции большая часть победителей уже заняла свои места, и оставшиеся распределены. Подробности у докладчика Алигьери. Как-то безрадостно.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Причина русофобии Запада

    Наблюдатель, обозревающий отношения современной РФ с Западом, неизбежно приходит к мысли о наличии в действиях Запада признаков русофобии,…

  • В защиту Апостола Фомы

    Из советской культурки у меня осталось ощущение, что над Апостолом Фомой принято подхихикивать; "Не поверил", дескать. Возможно, подобное отношение…

  • К механике отрицательного отбора элит

    Из воспоминаний инженера-железнодорожника: "В общем, работая три года в управлении ДВЖД, я пришёл к выводу: руководство железными дорогами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments

Recent Posts from This Journal

  • Причина русофобии Запада

    Наблюдатель, обозревающий отношения современной РФ с Западом, неизбежно приходит к мысли о наличии в действиях Запада признаков русофобии,…

  • В защиту Апостола Фомы

    Из советской культурки у меня осталось ощущение, что над Апостолом Фомой принято подхихикивать; "Не поверил", дескать. Возможно, подобное отношение…

  • К механике отрицательного отбора элит

    Из воспоминаний инженера-железнодорожника: "В общем, работая три года в управлении ДВЖД, я пришёл к выводу: руководство железными дорогами…