- Дайте мне самое трудное дело! - рычал он на комиссию в пассионарном надрыве. - Чтобы вокруг были одни враги! Чтобы не хватало ресурсов! Чтобы нужно было спасти всех моих людей! Я не потеряю ни одного человека, слышите! У меня все дети будут накормлены! Я укреплю хозяйство, я разовью ремёсла, я всем дам образование! Дайте мне настоящие трудности! Мне надоел детский сад; я семь раз выигрывал бой за Рожественского. Хочу настоящего, серьёзного дела!
У стенографистки закончился запас восклицательных знаков и она полезла в тумбочку, громко стукнув дверцей.
- Хорошо, хорошо, - сказал председатель. Мы найдём для Вас что-нибудь действительно сложное.
- Не желаете ли отправиться в XII век и привить ирландцам законопослушание? - спросила молодой, неопытный член комиссии, блондинка лет сорока. - За это пока никто не взялся. Все боятся, - закончила она, решив попробовать взять кандидата на "слабо".
- Что Вы мне предлагаете? - рыкнул кандидат. - Ирландцев я живо скручу в бараний рог. Эка невидаль! Объявлю закон, по которому каждый ирландец имеет право требовать от каждого соблюдения закона, как полицейский - за половину от тягла. Они в два счёта всё сделают сами.
- Но они же перебьют друг друга, - попробовал возразить лысеющий юноша в побитом молью костюме. - Так нельзя.
- А про "чтоб не перебили" условия не было, - отрезал кандидат.
Блондинка попробовала было открыть рот, но председатель решил, что хватит.
- У нас есть для Вас подходящее предложение, - сказал он отвлечённым тоном, который члены комиссии поняли, как игривый. - Есть отличный вариант. Всё, как Вы хотите. Нехватка ресурсов, ответственность за людей, ежеминутное ожидание нападения, никаких союзников, невыполнимые обязательства и тяжёлая ответственность за неудачи. Неопределенность требований, капризный и непослушный контингент, помощники, которые хуже врагов. Думаю, Вы отлично справитесь.
- Я хочу настоящего дела, настоящего, не игрового. - Кандидат уже не рычал, но говорил почти доверительно, хотя и по-прежнему твёрдо. - Я хочу не решать задачи "одной левой", а полностью погрузиться, уйти в задание всей головой, всем сердцем. Чтобы земля скрипела на зубах, понимаете?
- Всё будет так, как Вы хотите, - председатель открыл нижний ящик стола и открепил коробочку, приклеенную в его глубине. Оттуда он извлёк твёрдый чёрный шарик.
- Это Ваше задание. Возьмите. Удачи Вам.
- Но что это?
- Должность председателя колхоза в 1930 году. Поздравляю Вас. Заседание окончено. - Он стремился вытолкать кандидата за дверь, покуда тот не осознал.
- Да, я чувствую угрызения совести, - сказал председатель комиссии, когда за кандидатом закрылась дверь. Но этот попа-даун меня разсердил.
- Ничего страшного; мы больше его не увидим, - утешительно сказала блондинка.
- Увидим - в палате реабилитации, - заметил лысеющий юноша. Он любил ставить в разговоре точку, даже если до того не руководил беседой. Особенно если не руководил.