Представленная выше дихотомия по умолчанию предполагает существование наблюдателя, который, с логической точки зрения, может быть или не быть повсеместным и материальным. Однако гипотеза существования наблюдателя не единственная; возможно существование без созерцания. Можно быть абсолютно материальным и при этом всесильным в материальном мире, но за счёт отказа от статуса наблюдателя. Применительно к Творцу это равносильно концепции "Материальная Вселенная есть тело Бога, лишённое сознания". В этом случае Богу присущи материальность, вездесущность и всесилие, но не присущи созерцательность и всеведение. Как мне кажется, эта гипотеза внутренне непротиворечива.
В развитие этой гипотезы можно предложить две гипотезы сознания. Согласно первой из них сознание нематериально, то есть вне-божественно, то есть сознающий выходит за пределы Бога. Согласно второй из них сознание материально и представляет собой набор отражений, причудливый узор на стекле. Обе гипотезы хорошие.