bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

Братки Карамазовы

Посмотрел "Братьев Карамазовых" Льва Додина, благо их привезли в Москву. Очень рад. В некотором смысле, могу сказать: "Наконец-то". Наконец-то не сюсю-мусю, не "русская душа нараспашку", не цыгане с медведями, не диснеевские мальчики с добрыми лицами, не разговоры о нехороших католиках и не залито всё Алёшей, как патокой. У Додина именно братья, именно Карамазовы и им есть, что сказать друг другу.

Додин загнал всех в чёрную комнату и заставил разговаривать друг с другом репликами из разных эпизодов дела - как на перекрёстном допросе. Чёрную комнату сделал Боровский, передавший привет папиному занавесу, но используемому в меру, не как персонаж. Получилось похоже на пьесу Сартра "За закрытыми дверями". Люди просто выясняют, кто есть кто и чего на самом деле хочет. И это хорошо. Well done story, "well done" в смысле "хорошо прожаренная" - так что, считайте, каламбур.

По Додину если вырубить деревья, за которыми обыкновенно не видно леса, то выяснится, что семья Карамазовых практически монолитна. Хорошая, дружная семья. Такая, что заголовок оправдан. Раньше так много раз делали с Чеховым (кажется, даже был устоявшийся термин "жёсткий" Чехов"), и это было, на мой вкус, совсем не обязательно. А вот чтобы с Достоевским так поступали, я ещё не видел - и теперь думаю, что пора начать. Это не конец познания, но полезный этап его.

Не скажу, что в спектакле всё абсолютно идеально. Это не "Братья и сёстры"; тут не погружаешься и не уплываешь, смотришь отстранённо. В первом акте некоторые вещи читаются плохо, но это потому, что всего очень много. Хотя в рамках поставленной задачи инсценировка очень хороша. Второй акт чёток и понятен. Просто бьёт "в лоб", и всё. Без капельки "широкой русской души" Додин не обошёлся, но это допустимо, поскольку актёр "наполнен". Что-то можно было сыграть и ярче, но возможно имеет место сдержанность ради общего рисунка. Возможно, сдерживаться было не обязательно, поскольку части публики этот первоклассный спектакль кажется недостаточно увлекательным. Впрочем, Додину виднее. Он ведь в этот раз говорил не только со зрителем, но и со всеми предшествующими постановками романа.

И это правильно. Хочу, чтобы додинские "Карамазовы" стали отправной точкой для новых прочтений Достоевского.
Subscribe

  • В защиту Апостола Фомы

    Из советской культурки у меня осталось ощущение, что над Апостолом Фомой принято подхихикивать; "Не поверил", дескать. Возможно, подобное отношение…

  • К механике отрицательного отбора элит

    Из воспоминаний инженера-железнодорожника: "В общем, работая три года в управлении ДВЖД, я пришёл к выводу: руководство железными дорогами…

  • Из соляристики

    Из всех известных мне популярных общественных идей самая наивная, нелепая, безполезная и, быть может, вредная выражена высказыванием из кинофильма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment