Вроде бы, перед нами произвол мнений, хаос и вкусовщина. Однако при желании даже в этом можно увидеть систему и сделать некоторый вывод.
Сторонники капитализма обыкновенно обвиняют социализм в дурном хозяйствовании. Дескать, он плохо кормит людей.
Сторонники социализма по объективным причинам испытывают большие трудности с обвинением капитализма в дурном хозяйствовании, по крайней мере в странах Первого мира. Сравнивать же страны социализма со странами третьего мира не кажется им достаточно выгодным. Поэтому они обвиняют капитализм в дурном властвовании - в том, что он распоряжается своей властью ко вреду людям.
Таким образом, сравнение двух сущностей преодолевает самоё себя. Социализм разсматривается с точки зрения хозяйственной, а капитализм с точки зрения политической. Каждый судит о другом, исходя из своих достоинств. Ведь на самом деле капитализм это система хозяйствования, а социализм это система властвования. Они являются таковыми исходя из их мотивации. Капитализм это про бизнес, социализм это про вопрос о власти. Два явления, которые сравниваются и, как считается, враждуют друг с другом, имеют различную природу, и, объективно говоря, не могут напрямую сравниваться между собой.
Интересно, что единственная страна, в которой додумались до такой простой идеи, это КНР. Там сообразили концептуально разделить власть и бизнес, политическую и хозяйственную системы, и получили то, что мы сейчас там наблюдаем.
С точки зрения классического исторического материализма подобное разделение абсурдно, поскольку предполагается, что политическая надстройка соответствует хозяйственной формации. А у китайцев это разделение работает. Можно попробовать объявить это разделение имитацией - ну, попробуйте.
При Советском строе экономические явления полностью подчиняются задачам сохранения и укрепления власти, то есть экономика как самостоятельное явление отсутствует. В странах капитализма богатые, казалось бы, давно должны скупить всю политику с потрохами. Однако постоянно оказывается, что подлинные политические вожжи находятся в руках людей, думающих вовсе не о деньгах, а к бизнесу относящихся как ко злу, в лучшем случае терпимому. Весь современный "левый" поворот Запада демонстрирует это.
Социалистическая политическая и капиталистическая экономическая система и на Западе, и в Китае существуют по разным причинам и концептуально независимы друг от друга, хотя, оказавшись в одном обществе, неизбежно создают друг другу неудобства.
Но на Западе эти две системы воюют друг с другом, отголоском чего являются споры о капитализме и социализме и их сравнения. В Китае же они размежевались - и оттого, похоже, объединились, по крайней мере в готовности не слишком мешать друг другу. Видимо, китайцы умеют что-то, что европейцам кажется неприличным абсурдом, но что вполне способно жить и процветать.