bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

"Мои грехи - моё богатство"

Интересно,
если считать, что свобода воли существует,
и что человек ответственен за каждое своё решение, что бы и кто бы ему не нашёптывал,

то не является ли искреннее покаяние в своих грехах отвержением части собственной личности?

С точки зрения взаимоотношений "человек - Бог" смысл покаяния более или менее положителен: "Покайся, Иваныч, покайся! Тебе скидка выйдет!" Покаяние открывает новые горизонты, то есть является важным элементом карьеры. Здесь вопросов нет.

Но с точки зрения внутренней жизни личности, её самоценности: отвержение самого себя не сродни ли самоубийству?

Мы можем попытаться отождествить покаяние с осознанием неверности прежнего поведения, то есть с изменением, естественным для личностного развития. Вчера человек думал и хотел так, а сегодня иначе, и эта перемена тоже часть его личности. Таким образом, покаяние не будет изменой самому себе, ведь человек имеет полное право меняться. Однако не всё так просто.

Человек может меняться и в "обратную" сторону, то есть переходить от праведности ко греху. Следовательно, простое отождествление перемен с покаянием было бы неверно. Покаянием можно назвать лишь определённый вектор перемены. Этот вектор обозначают как покаяние потому, что он совпадает с неким направлением, заданным внешним наблюдателем. Для самого человека речь идёт лишь о собственном выборе: "Сегодня мне захотелось поступить вот так", и уже потом для посторонних оказывается, что это было покаяние. Внутри же себя субъект выбирает не покаяние как обозначенный путь, но дорогу в неизведанное. Иначе покаяние и не будет переменой в нём.

Получается, что глядя на людей мы наблюдаем N объектов, движущихся по собственным траекториям (в самом начале мы оговорили условие свободы воли), и лишь отмечаем: "Этих понесло налево, а этих направо". И можем аплодировать тем, чьё направление движения нам наиболее симпатично. По результатам возможен отбор: "Эти упали в лузу А, на племя, а эти в лузу Б, на отбраковку".
Технология совершенно дарвинистская. Мы пришли к пониманию покаяния как безсознательного карьеризма.

Всё это хорошо, но с точки зрения личности, не знающей о существовании луз, нет разницы между покаянием и не-покаянием, есть лишь её собственный путь, история её внутренней жизни. А для личности, знающей о существовании луз и учитывающей их, нет искреннего покаяния, есть осознанный карьеризм. Нельзя разсказывать людям о Боге, иначе они не смогут придти к нему.

Получается, что покаяние не может быть частью внутренней жизни личности, это лишь извне наблюдаемый эффект, определяемый по отличной от изучаемой персоны шкале. А раз так, то для человека его грехи составляют единственную внутреннюю ценность. И отказываться от них странно - это равносильно отказу от самого себя, то есть самоубийству. Что, всё же, не наш метод. Несогласные с этим утверждением долго не проживут.
Subscribe

  • Можно и проще

    "Правый" это кот. Гуляет сам по себе. Любое ограничение свободы воспринимает как личное оскорбление. Мурлыкает в порядке лести. Мочится в тапки в…

  • К черноногим

    Понятия "правое" и "левое" изрядно затасканы и настолько набиты вариантами смыслов, что часто хочется плюнуть и отказаться от их использования. Но…

  • Об утверждении законности

    Существует действенный, проверенный веками и хорошо известный способ сделать законы постоянно действующим, стабильным фактором общественной жизни.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 58 comments

  • Можно и проще

    "Правый" это кот. Гуляет сам по себе. Любое ограничение свободы воспринимает как личное оскорбление. Мурлыкает в порядке лести. Мочится в тапки в…

  • К черноногим

    Понятия "правое" и "левое" изрядно затасканы и настолько набиты вариантами смыслов, что часто хочется плюнуть и отказаться от их использования. Но…

  • Об утверждении законности

    Существует действенный, проверенный веками и хорошо известный способ сделать законы постоянно действующим, стабильным фактором общественной жизни.…