bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

"Десятый ключ"

Этот вопрос, как говорят, часто задают неофиты христианства. Я не неофит, а всего лишь человек, случайно натыкающийся и говорящий: "Ой, что это?" Но вопрос мой для священников привычный, так что пусть будет.

Господь на горе Синай дал Моисею десять Заповедей. Эти заповеди, с небольшими отличиями, признаются священными и обязательными как иудеями, так и христианами и мусульманами. При этом ислам делает оговорку о четвёртой Заповеди, касающейся обязательности соблюдения субботы. По представлениям мусульман, четвёртая заповедь дана только евреям. День наиболее важной молитвы у мусульман это пятница. Я почитал, что пишут о четвёртой заповеди православные. Пишут, что у христиан "святым днём покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа" (цитата с сайта pravoslavie.ru). В воскресенье христианин должен присутствовать на Божественной литургии, причаститься Святых тайн и так далее. По всему по этому мусульман называют народом пятницы, иудеев народом субботы, а христиан народом воскресенья.

Мусульмане и христиане не соблюдают четвёртую заповедь в том виде, в котором она была дана Моисею. При этом можно говорить о том, что священный день как таковой у этих двух конфессий был сдвинут на другие дни. Однако помимо собственно определения субботы как священного дня в Заповеди говорится о содержании этого дня. А именно, цитирую по Синодальному переводу: "Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его". Напомню, что воскресенье вообще-то первый, а не последний день недели. Это Россию в своё время слегка сдвинули по фазе, а так неделя заканчивается субботой. Но нас сейчас интересует то, что ни о коллективном намазе, ни о литургии в полученном Моисеем тексте ничего не сказано. Сказано одно: "Не трудись в этот день". Таким образом, и христиане, и мусульмане заменили не только главный сакральный день недели, но и его содержание.

Эта ситуация интересует меня с точки зрения делопроизводства. У мусульман есть соответствующее принципам делопроизводства объяснение происходящему, а именно: Аллах продиктовал Мохаммеду Коран, дав, таким образом, соответствующие распоряжения. Ягве дал предписание номер четыре, Аллах отменил его для определённого круга лиц. Налицо равностатусность источника приказа и его отмены. Но кто разрешил христианам отменить четвёртую заповедь?

Однажды Иисусу задали вопрос о том, какая из Заповедей наиболее важная. Лично мне этот вопрос кажется нелепым; Заповеди нужно исполнять, а не выстраивать в иерархию. Сама идея иерархичности Заповедей предполагает, что какие-то из них можно не исполнять, если это противоречит более важным положениям. Это есть допущение возможности взаимной противоречивости Заповедей, что есть явное сомнение в Боге. В общем, мне бы такой вопрос и в голову не пришёл. Тем не менее, вопрос был задан, и Иисус на него ответил, хотя и своеобразно - примем это как должное. Своим ответом Иисус фактически превратил десять Заповедей в двенадцать, добавив к прежним запрещающим новые предписывающие. Это хорошо, однако появление двух новых Заповедей не отменяет десяти прежних. Собственно, Иисус и сам заметил: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить" (Мф 5, 17). Насколько мне известно, нигде в канонических христианских текстах не говорится о полной либо частичной отмене необходимости соблюдения Заповедей Моисея для христиан. Напротив, эти заповеди, все вместе и по отдельности, провозглашаются священными. В другом месте Иисус называет себя "господином субботы", говоря: "Суббота для человека, а не человек для субботы", позволив своим Апостолам в субботу рвать колосья, чтобы насытиться, а также исцеляв в субботу. Это можно трактовать как ряд особенностей соблюдения субботы (меньше внимания внешней строгости, больше внимания духовному содержанию, например). Но уточнение особенностей соблюдения правила не отменяет самого правила. Как сказал бы М. Т. Цицерон, наличие исключения из правила ("можно что-то сделать, если очень голоден, или извлечь осла из ямы, если он туда упал") подтверждает наличие правила ("нельзя ничего делать").

Иисус не отменял четвёртую Заповедь, и его ученики не считали, что Он её отменил. По крайней мере они поторопились с похоронами Иисуса, чтобы успеть до наступления субботы. Гипотетическое и неверное предположение, что на самом деле Иисус отменил субботу, но Апостолы соблюдали её из страха, делает их отступниками, что лишает вопрос содержания. Ведь отступники от того, кто отменил субботу, тем более должны были бы соблюдать субботу.

Итак, Ягве дал Заповедь, Иисус, в отличие от Аллаха, её для своих последователей не отменял. Тогда почему христиане не соблюдают субботу, ни формально, именно в этот день недели, ни по существу, то есть бездействием?

Добавление воскресенья в число почитаемых дней, и даже установление воскресенья как наиболее почитаемого дня ("Малой Пасхи") само по себе не может отменить других установлений. Хотя, повторюсь, идея иерархии правил есть сомнение в Боге. Наличие воскресенья не отменяет субботы.

Во встретившихся мне православных текстах об этом говорится просто: "Православная церковь не приняла субботу". О чём мне и так известно. Говорится также о том, что когда-то иудеи якобы сделали соблюдение субботы формальностью, забыв о Боге (что в реальности совсем не факт). Но что бы там ни делали когда-то иудеи, как это позволяет отменить Заповедь? "Они не истинно соблюдают правило, потому, что они не очень хороши, а мы не будем соблюдать правило вообще, потому, что мы хороши"? Это чепуха.

Чьей властью отменена четвёртая Заповедь для христиан? Кто был облечён такими полномочиями? Кто этот ровня Богу?

Вся эта история похожа на сознательный обман. Какие-то люди решили: "Мы дадим им девять ключей, а десятый не дадим, и они не войдут". Понятно, что решить это могли только такие люди, что верили в важность "десятого ключа".
Subscribe

  • Можно и проще

    "Правый" это кот. Гуляет сам по себе. Любое ограничение свободы воспринимает как личное оскорбление. Мурлыкает в порядке лести. Мочится в тапки в…

  • К черноногим

    Понятия "правое" и "левое" изрядно затасканы и настолько набиты вариантами смыслов, что часто хочется плюнуть и отказаться от их использования. Но…

  • Об утверждении законности

    Существует действенный, проверенный веками и хорошо известный способ сделать законы постоянно действующим, стабильным фактором общественной жизни.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 69 comments

  • Можно и проще

    "Правый" это кот. Гуляет сам по себе. Любое ограничение свободы воспринимает как личное оскорбление. Мурлыкает в порядке лести. Мочится в тапки в…

  • К черноногим

    Понятия "правое" и "левое" изрядно затасканы и настолько набиты вариантами смыслов, что часто хочется плюнуть и отказаться от их использования. Но…

  • Об утверждении законности

    Существует действенный, проверенный веками и хорошо известный способ сделать законы постоянно действующим, стабильным фактором общественной жизни.…