Поэтому рецензии можно писать совершенно спокойно. Их всё равно никто не прочтёт и вреда от этого не будет.
Давеча я посмотрел редкий в наше время фильм, в котором режиссёр снял то, о чём думал и хотел сказать. Современное кино, как правило, не имеет вообще никакого отношения к людям, а тут внезапно такая искренность. Это стоит отметить, что я и делаю.
Кристофер Нолан не только режиссёр, но и автор сценария кинофильма "Довод", и это в данном случае важно. Поскольку киноиндустрия это промышленность, он отдал должное кесареву. Нужен сейчас "чёрный" герой? Пожалте. Симпатичный парень с арабскими чертами лица (негры бывают разные). Для придания его фигуре веса в фильме его 22 раза называют протагонистом, хотя это очень похоже на навешивание орденов и титулов на дикаря. Но в целом он славный, и на здоровье. Под юбку главной героине он не лезет, и это тоже важно, поскольку фильм вовсе не о том, получит ли Ганс свою Грету. В этом фильме всё 22 раза продумано, уж можете мне поверить, и если секса нет, значит это объявление крупными буквами: "Кино про другое". Фильм, конечно, касается джеймс-бондианы одним из боков, но сценарист-режиссёр решил проложить между своим кино и тем, другим прокладку в виде стёба. Джеймс Бонд ведь у нас полиглот, знает русский и вообще; в нашем же случае суперагенту положено знать ни много ни мало эстонский; как же иначе? Правда, это суперагенту не помогает, отчего юмористический эффект усиливается. Автор помахал ручкой и трилогии "Назад в будущее", и "Терминатору", но, скорее, вынужденно. В нелепом сюжете в духе "летающий по кустам рояль" концы с концами сводятся ещё большей нелепостью, так смотрите, на здоровье. Сами захотели.
Есть в фильме и эффектная сцена в духе финалов Джеки Чана, но вот здесь уже начинаются тонкости. Джеки Чан смакует эффектные сцены, а Кристофер Нолан даёт их как проходные. Ну, врезался "B-747" в здание, ну посыпалось золото - и что? В нашем селе такое каждый день. Смотреть нужно в другом направлении. Не ошибись, зритель. Не подумай, что фильм снят ради этого. Продюсер получил, что хотел, и ладно.
Ну, беготня там всякая, каскадёрство, бои как в "Звёздном десанте". А фильм-то про что?
Посмотрите на то, что режиссёр смакует, и увидите. Смакует же он женщину, вплоть до теней на её долгой вытянутой шее. Но женщина нужна режиссёру не как "кусок мяса", а как субъект действующий. И что же делает наша красотка? Ради чего вокруг неё вертится весь фильм?
Собственно, тут мы и подходим к главному. Это фильм о том, что жена всегда предаст своего мужа. Муж будет готовить свой триумф, своё "восхождение на Эверест" (бывают у мужчин такие бзики, да). Жена же, как добропорядочная матрона, подставит мужу ножку. Сделает так, что он поскользнётся, прыгая через пропасть. Разольёт у него на пути крем для загара, например. И сделает она это с единственным, но страстным желанием: чтобы муж не ощутил свой триумф, не почувствовал себя победителем. Потому, что тогда он выйдет из-под её власти (как она думает). Поэтому когда очередной Дедал рванётся в небо, то уже в воздухе обнаружит, что жена из крыльев пёрышки-то повыдергала, и не на перину, а именно чтобы тот разбился. И она выставит его поверженую голову на шесте. Это, возможно, уже утрировано - но что Нолан сделал, то сделал, я лишь за ним записываю.
Именно это Кристофер Нолан и хотел сказать, и сказал. Очень старался. Актрису подобрал с нестандартной для "девушки Бонда" внешности. Подобрал хорошо. Актёра на роль мужа ей тщательно подыскал. Посвятил пол-фильма её страданиям. Да, там всё оправдано, конечно. И муж злодей-злодей, и жену он мучает, и сына готов убить, и всё так обосновано-обосновано. И всё равно она делает то, что она хочет, а не то, что нужно делу, что специально подчёркивается. Потому, что это фильм не про спасение мира, а про то, чего хочет женщина.
Нолан рисует мир, в котором от таких женщин не спрячешься. Там все женщины крутые и себе на уме. В боевых отрядах Нолан обязательно показывает дам, и те готовы рвать всё в клочья впереди мужчин. Истинная торговка оружием, конечно же, дама, а муж у неё прикрытие. Ни одной "слабенькой дурочки" в фильме нет.
Правдоподобной мотивации ради главной героине нарисовали какого-то невнятного сына, но тут я не во всех сигналах разобрался (весь фильм состоит из сигналов, как Вы уже поняли). В теме сына почему-то присутствует ощущение стилистики времени Второй мировой войны - городской пейзаж, одежда. Сделано тонко, но я не понял, для чего.
Фильм, в общем, получился недурной. До арт-хауза не дотягивает, но кассу собрал, и молодец. Деньги лишними не бывают. Единственное, что мне не понравилось, это работа актрисы, играющей торговку оружием из Мумбаи. Она играет очень хорошо, но делает это в стилистике Художественного театра, то есть она из другого фильма. А так актриса серьёзная.
В общем, Нолан сделал фильм о том, о чём хотел, впрягши в него локомотивом разную развлекательную ерунду. Ерунде он уделяет внимание постольку-поскольку; так, "главный предмет" у него просто непонятная ерунда, похожая на коленчатый вал. "Потому, что это неважно". Смотрите на главное, дамы и господа, а главное это то, чего хочет женщина. Смотрите на это пристально, а не то проморгаете свою смерть.