bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

Тоска зелёная

Намедни у Иванов-Петров обсуждалась тема стимулирования массового формирования интеллектуалов. Я даже и сам у себя высказался по этому поводу, хотя он и вполне абстрактен.

И к какому выводу пришли обсуждавшие? Цитирую то, что Иванов-Петров вынес в качестве достойного внимания:

В итоге приходим к тому, что нам нужны
- первое и самое главное : общественное мнение , позволяющее получить достаточное количество мотивированных людей
- сами эти люди
- "технические средства" к их обучению (от школ до научных традиций и промышленной базы) — причем не обязательно в собственности, достаточно в пользовании
- задачи для этих людей
И на все это — деньги.

Конец цитаты.

То есть, всё сразу, и при этом ничего ни о чём.

1. Общественное мнение. "Давайте все вместе начнём думать, что хорошо быть мотивированным". Ну, давайте. Але, оп.

2. Сами мотивированные люди. Мотивированные чем и к чему? К тому, чтобы умнеть? А что мотивирует к этому? Ум это побочное следствие регулярного решения задач, как мышечная масса побочное следствие регулярного поднятия тяжестей. Правда, без мотивации ум безполезен, как и нельзя просто накачать мышцы и стать хорошим уличным бойцом. Мотивацию-то где брать? Из общественного одобрения? В СССР это пробовали, причём на государственном уровне. "Нам нужны неравнодушные люди с активной жизненной позицией". Непонятно, правда, для чего они нужны. Планы руководства им всё равно не позволят корректировать. Задержать отправку мяса и масла из Костромы в Москву неравнодушные костромичи всё равно не смогут. А если неравнодушие не даёт кусок мяса, как прикажете его стимулировать? Плакатами? Любой дрессировщик скажет Вам, что это не работает. Оно и не работало.

3. Средства и деньги на всё это. Пример стандартного "госплановского" мышления: "Нужно выделить валюту, купить заводы и освоить средства. И да, ещё создать училища". Это наложение формально правильной технологической схемы на эмоциональный вакуум. Результат такого действия - "производство ради производства". Ум при этом развивается в направлении приспособления к доминирующей схеме. Но эта схема уже есть, она создана один раз и навсегда. Меняются лишь детали. В ней нет сферы для приложения ума, и там он никогда не разовьётся. Нельзя всё за всех решить и думать, что люди от этого поумнеют. То есть, думать-то так можно. Вот у Иванова-Петрова примеры. Многие люди считают, что если создать для всех школы, то люди от этого начнут массово умнеть. А вот совсем не факт. Чему учить-то в тех школах? Начальство организовало школы, теперь все дети строем ходят с портфельчиками. Начальство отчиталось о стопроцентной грамотности. Теперь каждый может прочесть газету "Правда". Хорошо. А ум-то где появляется? Где его выход на сцену? В этой схеме действий, между прочим, получается, что у ума есть только одна сфера приложения - критика написанного в газете "Правда". Такая ситуация воспитывает интеллектуальную фронду, и более ничего. Других практических следствий у неё нет.

С "разведением умников" всё предельно просто, на самом деле. "Умники" нужны для чего? Чтобы принимать умные решения, наверное. Для чего же ещё? То есть, если мы собираем интеллектуалов, то для того, чтобы они что-то решали. Мы собираемся доверить им какие-то решения, иначе на кой нам нужны эти интеллектуалы?

Следовательно, поиск интеллектуалов начинается с определения области доверия к ним. Нужно решить, что мы собираемся им доверить. Логично предположить, что чем больше эта область доверия, тем больше можно собрать интеллектуалов и тем более высокого уровня они достигнут, конкурируя между собой.

Вне области доверия интеллектуалы не развиваются. Там, где всё уже решено Идеальным Вычислителем (или невежественным начальником-самодуром, что на практике более вероятно), интеллектуалу делать нечего. Ему некуда приложить его интеллект. Ему не на чем развивать его. Нет задач, нет мотивации. Мотивация интеллектуала - самоутверждение в области доверия. Других вариантов нет. Поэтому госпланы массово выращивают дураков.

Для создания многочисленного сообщества интеллектуалов необходима максимально возможно большая область доверия, и эта область должна распространяться на сферы жизненно важные, а не на условно-игровые. В жизненно важных сферах деятельности больше призы и выше мотивация. Отдайте людям "настоящие игрушки" - землю, собственность, оружие, политику, семью. Людям придётся начать думать. У них просто не будет выбора. Тогда с течением времени появится шанс на формирование многочисленного сообщества интеллектуалов. Можно будет поиграть в меритократию, и так далее.

Развитие интеллектуальных сил общества начинается с доверия к людям. Если нет доверия в важных делах, ничто развиваться не сможет. Советские люди органически не способны на доверие. "Как же доверять людям? Они же решат то, что выгодно им, а не обществу". А общество это не люди, да. Поэтому любой советский строй обречён на интеллектуальную деградацию. Там просто нет вариантов, ни одного.
Subscribe

  • К советскому интернационализму

    Советский интернационализм в том виде, в коем он укоренился в советском народе, есть лишь тоска по Империи. По той самой Империи, которую…

  • Русский герой

    Русский герой это, несомненно, выживший мужик. Русские дворяне сохранились в следовых количествах и в герои не лезут. Русские купцы едва ли уцелели,…

  • Об укрощении драконов

    Разные экономисты экономически классифицируют экономики. Я тоже классифицирую, и моя классификация классифицирнее ихних. Все экономики делятся на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • К советскому интернационализму

    Советский интернационализм в том виде, в коем он укоренился в советском народе, есть лишь тоска по Империи. По той самой Империи, которую…

  • Русский герой

    Русский герой это, несомненно, выживший мужик. Русские дворяне сохранились в следовых количествах и в герои не лезут. Русские купцы едва ли уцелели,…

  • Об укрощении драконов

    Разные экономисты экономически классифицируют экономики. Я тоже классифицирую, и моя классификация классифицирнее ихних. Все экономики делятся на…