bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

О переменах в национальной политике РФ

Путинский пропагандист и, судя по тексту, участник кремлёвского совещания по национальному вопросу, разсказывает о том, как Путин спас русских от утраты национальной идентичности. Враги подкрадывались, а тут Солнцеликий - хлоп тапком! И всё, Родина спасена.

Стилистика рассказа соответствует традициям начальство-поклонничества и сама по себе не имеет значения. Однако тематика совещания важна, заявление Путина важно, смена политического курса имеет место. Автор статьи оценивает событие почти верно, с одной маленькой большой неточностью.

Как и указывает г-н Александров, длительное время в РФ господствовала фактически унаследованная от советской идеологической конструкции "единой исторической общности - Советского народа" концепция "единой Российской нации", предполагавшая отрицание самого существования русских. Теперь принимается существенно иной конструкт - концепция "общероссийской гражданской идентичности". То есть, отныне россиянам уже не обязательно изображать из себя единый народ, достаточно лишь быть "правоверными" гражданами РФ - читайте, слушаться путинцев и не оспаривать их власть. При этом можно оставаться тем народом, которым Вы и являетесь. "Считайте себя кем хотите, только слушайтесь". Почти по Фридриху Великому.

Это важное изменение, и при некоторой близорукости можно принять его за принципиальное изменение положения русских - на чём путинский пропагандист и настаивает. Действительно, ведь и в СССР, и в РФ ранее всем народам, кроме русских, и так можно было оставаться самими собой, и даже иметь свои территориальные образования вплоть до республик. "Единую историческую общность" в СССР лепили только из русских. "Единую российскую нацию" в РФ лепили, в основном, декларативно. Практика сводилась, преимущественно, к запретам на проявления русской идентичности. Идеологическое давление было небольшим. Теперь же, формально, отменяется и оно, и сохраняется лишь требование "гражданской идентичности", что в текущих условиях может пониматься лишь как лояльность властям.

Означает ли это, что путинцы, как это пишет г-н Александров, решили "разрешить русских"? Вероятность наступления подобного события равна нулю. Но перемена налицо: в чём дело? Точнее, в ком, если не в русских? Полагаю, дело в том, что "новые россияне", в основном из Средней Азии, не собираются ассимилироваться в "единую российскую нацию", оставаясь сами собой (они же не идиоты). А поскольку стратегия развития РФ предполагает дальнейшую замену базового этноса на коалицию средне-азиатов, им нужно предложить концепцию существования в РФ, которая не унижала бы их достоинство. Решение, как кажется путинцам, найдено: "Свобода самоидентификации в обмен на лояльность властям". Полагаю, что в текущих условиях это был вообще единственно возможный вариант.

РФ постепенно продвигается к оформлению фактически складывающихся межэтнических отношений через систему землячеств, потенциально могущих получить права, аналогичные правам субъектов федерации и став заменой политических партий, что очень важно для "новых россиян", не имеющих своих территориальных образований, но нуждающихся в защите своих прав от тех, кто имеют свои республики. Без этого концепция замены этноса может перестать исполняться. Я не знаю, насколько далеко и с какой скоростью развитие политической системы РФ будет идти по пути превращения этносов в политические партии, что было бы совершенно логично в рамках происходящего процесса. Но первые шаги в этом направлении делаются.

Перспективами для русских в этом случае обольщаться не стоит. Мало ли, что там путинский пропагандист наговорил. Но положение русских изменится. Если ранее русские использовались как "цемент", то теперь, скорее, они станут "демпфером", смягчающим резкость межнациональных конфликтов между отдельными привилегированными и перспективными этносами. Представим себе загон, в котором выращиваются агрессивные по отношению друг к другу животные. Как снизить накал конфликтов между ними? Один из способов - заполнить загон ватой, которая станет замедлять движения и смягчать удары. Отгадайте, кто в новой конструкции предназначен на роль ваты. Путин вполне прямо сообщил нам, что функция русских теперь именно в смягчении резкости проявлений национальных характеров, когда совсем недавно объявил о необходимости борьбы с превращением школ, в которых учатся дети мигрантов, в чисто мигрантские. По мнению путинцев, русские должны в таких школах присутствовать, чтобы не позволять мигрантским сообществам замыкаться в себе, тем самым приходя к более острым отношениям с иными этническими группировками. При этом в захваченные армянами московские школы, думаю, никто детей мигрантов отправлять не будет; армяне Вам не вата. В еврейскую школу в Малом Козловском переулке, я полагаю, детей таджиков тоже не примут. "Демпфер" это русские. При этом, вне сомнения, объективные интересы сохранения и развития русского этноса в части образования предполагают поведение, аналогичное поведению армян и евреев, то есть создание этнически однородных учебных заведений. То есть, русских вновь используют как материал, хотя теперь и другой. Перспективы оформления русского этноса как одного из участников межнациональных отношений в РФ на равных с другими правах можно оценить по этому обстоятельству.

В целом происходящие перемены знаменуют рост влияния и большие перспективы сообществ "новых россиян". Переход от концепции "единого российского народа" к "единой гражданской идентичности" при сохранении различий между народами есть признание важности средне-азиатов, которые теперь не просто дешёвая рабочая сила для строек, но будущее страны, каким оно видится путинцам.

Не подлежит сомнению, что у хозяев РФ есть вполне ясное видение национальной политики, и что их концепция осознанно и неуклонно проводится в жизнь. Здесь ничто не пущено на самотёк.
Subscribe

  • В защиту Апостола Фомы

    Из советской культурки у меня осталось ощущение, что над Апостолом Фомой принято подхихикивать; "Не поверил", дескать. Возможно, подобное отношение…

  • К механике отрицательного отбора элит

    Из воспоминаний инженера-железнодорожника: "В общем, работая три года в управлении ДВЖД, я пришёл к выводу: руководство железными дорогами…

  • Из соляристики

    Из всех известных мне популярных общественных идей самая наивная, нелепая, безполезная и, быть может, вредная выражена высказыванием из кинофильма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 72 comments

  • В защиту Апостола Фомы

    Из советской культурки у меня осталось ощущение, что над Апостолом Фомой принято подхихикивать; "Не поверил", дескать. Возможно, подобное отношение…

  • К механике отрицательного отбора элит

    Из воспоминаний инженера-железнодорожника: "В общем, работая три года в управлении ДВЖД, я пришёл к выводу: руководство железными дорогами…

  • Из соляристики

    Из всех известных мне популярных общественных идей самая наивная, нелепая, безполезная и, быть может, вредная выражена высказыванием из кинофильма…