bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

Помня о субъективности

Субъективность, говоря объективно, прекрасная вещь. Она позволяет нам обладать субъектностью. То есть, в конечном итоге, не быть рабами. Поэтому вполне может быть объективно прав человек, предпочитающий свою субъективность некоей всеобщей объективности. Обращаться с такой возможностью следует аккуратно, чтобы не загнать себя в синус, равный четырём. Но право предпочесть своё чужому и общему является неотъемлемым.

Необходимость помнить об объективности, без которой потеряешь дорогу, и претендовать на субъективность, без которой тебя съедят, порождает вынужденную двойственность мышления, выстраивание отношений с которой это отдельный и не всегда простой трюк. Но справиться можно. Хотя чужая субъективность, да и своя, нередко, может оцениваться как объективная часть ландшафта, а объективность может быть использована как инструмент субъективности, то есть как оружие, равно как нами, так и против нас. Можно и запутаться. Но если всегда помнить о своей выгоде, можно и не запутаться.

Жизнь и общество учат нас, преимущественно, почтению к объективности. И только те, кто нас любят, поддержат нашу субъектность и признают нашу субъективность. При этом объективность умеет защищать себя сама, а вот человека как субъекта защитить некому. Придётся стараться самим.

Хорошим инструментом самозащиты является признание чужой субъектности. Есть много людей, которые с этим не согласятся, заметив, что ради безопасности нужно всячески подавлять чужую субъектность, а не носиться с ней, как с писаной торбой. Многие так и живут, и даже строят на принципе подавления целые сообщества. Я же полагаю, что признание чужой субъектности может избавить от множества трудностей, поскольку оно автоматически выводит явления из разряда объективных.

К примеру, всем известно кто сказал: "Мы живём, под собою не чуя страны". Это высказывание можно понимать, как объективное - свидетельство отсутствия страны. А можно понимать, как отражение субъективного мнения, и тогда объективность станет выглядеть так: "Свидетель М. сообщает о чувстве дискомфорта, вызванного отсутствием у некоего сообщества ощущения, что под ним находится страна". И это никак не будет свидетельствовать, что страны вообще не существует. Возможно, что она есть, просто она не под М., или, по крайней мере, она ему об этом не сообщила. Кстати, отмечу, что М. в составе некоего сообщества указал, что страны нет под ним, а не вокруг него, не внутри него ("в сердце моём"), и так далее, и что чувство дискомфорта вызвано именно этим. То есть, комфортное состояние это страна под М. и теми, кого он обозначает как "мы". Учитывая профессиональные навыки М., полагаю, можно довериться его умению верно подбирать слова.

Или вот, свидетель А. утверждает: "В истории России пока не было события, которое позволило бы нам стать людьми". По контексту понятно, что речь идёт об истории России от Кия и далее, вглубь веков, и что РФ понимается А. как Россия. Можно увидеть в этом утверждении объективную оценку России, но более точно и продуктивно, как мне кажется, признать это утверждение объективной оценкой А. лично своего и некоего сообщества положения в довольно таки воображаемой России. При этом А., как и М., сообщает о некоем дискомфорте, который этот свидетель испытывает.

Таким образом, применив принцип признания чужой субъектности, мы сохраняем право на страну и на то, чтобы быть людьми - что, согласитесь, стоит некоторой рекомбинации мнения. Которое всё равно безплатное.
Subscribe

  • Поп-пифагорейство

    Цитирую: Основным инструментом манипулирования истиной является манипуляция словами. Если можно контролировать значение слов, можно контролировать…

  • Прогулка по супермаркету

    Чего-то нам не хватает. Не то Гофмана, не то Андерсена, не то Диснея. Какого-то хорошего сказочника. Вот, изволите видеть: два высказывания очень…

  • Лучи Си, разрезающие мрак у ворот Тангейзера

    Пишут: Zerohedge пишет: "Конфронтации напоминают времена культурной революции -- на белых людей нападают и подвергают ритуальному унижению." Они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 15 comments

  • Поп-пифагорейство

    Цитирую: Основным инструментом манипулирования истиной является манипуляция словами. Если можно контролировать значение слов, можно контролировать…

  • Прогулка по супермаркету

    Чего-то нам не хватает. Не то Гофмана, не то Андерсена, не то Диснея. Какого-то хорошего сказочника. Вот, изволите видеть: два высказывания очень…

  • Лучи Си, разрезающие мрак у ворот Тангейзера

    Пишут: Zerohedge пишет: "Конфронтации напоминают времена культурной революции -- на белых людей нападают и подвергают ритуальному унижению." Они…