bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

Маленький секрет буратин

В конце той части "Похождений Буратины", которую успел опубликовать Константин Крылов, к глубочайшему моему сожалению ныне покойный, есть сцена, в которой Буратина, обнюхавшись клея, видит видение. И видится ему, что весь мир пришёл ему, Буратине, поклониться, и принёс свои дары. Но Буратина во всём этом не нуждается, поскольку уходит на повышение. Здесь у читателя может возникнуть вопрос: "Весь мир его, всё у его ног и поклоняется ему; куда ж ещё на повышение-то?" Это правильный вопрос - и на него нужно дать правильный ответ. У Крылова уже не спросишь, но я, как мне кажется, допёр. И сейчас я Вам разскажу, куда именно Буратина уходит на повышение. Нет, не в Горний Мир, и не в Эмпиреи, и даже не Начальником Барсукова. Всё просто - если увидеть суть. Суть проста. Но её же нужно увидеть. Мне на это понадобилось примерно сорок лет. Вам, я надеюсь, будет проще.



Разсказ мой будет долгим, скучным и сбивчивым. Но уж извините: каким путём сам допёр, таким и Вас проведу. Потом сами догадаетесь, как срезать углы. Дело началось году, примерно, в 1980, или чуть позже. Совершенно не помню, как назывался тот советский фильм, о чём он был и кто в нём играл. Я, собственно, целиком фильм и не смотрел; я играл в своё, а у взрослых был включён телевизор, который они тоже не смотрели. В фильме был некий герой, немолодой дядька, по амплуа резонёр. И была пара подростков лет 17 или около того, которые ходили в джинсах (как бы не расклешённых) и в футболках с надписью: "Cowboy". Стильные ребята, типа. И вот резонёр припёр ту пару подростков в уголок и стал допрашивать: "А что это Вы ходите в майках с иностранной надписью?" Те отвечают, что, дескать, нравится нам, дядя, вот и ходим. Содержание диалога передаю по примерно запомненному смыслу, конечно. А резонёр им: "А знаете ли Вы, что такое ковбой?" Подростки, оказалось, не знали, но успели испугаться: а вдруг неприличное что-то? Дядя-резонёр их успокоил, что нет ничего ужасного, но означает это "конный пастух". Он громко это сказал, с выдохом. Как будто всю жизнь собирался. И дальше там (не то я это помню, не то придумываю) была развита тема про то, что сделать пастуха своим идеалом это, конечно, здорово - у нас все профессии почётны. Но всё же это "уходящая натура", а нужно советскому подростку видеть своё будущее в более современном ключе. И носить футболки с надписями: "Космонавт", "Рабочий высокой квалификации", "Учёный", "Капитан дальнего плавания", и так далее. Потому, что пастух, это, конечно, пастораль и романтика, однако - ребята, Вы действительно хотите быть пастухами? Вот на самом деле? Нет? Тогда, может быть, Вам стоит строить Ваши мозги в ином направлении, и выразить это внешностью - соответственно?

В общем, дядька сказал (или не сказал, а я так понял), что любой позыв следует принимать критично. И, в общем, я по сию пору с этой мыслью вполне согласен. А вот в части взгляда на конных пастухов тогда мне что-то не понравилось. Я не понял, что именно, но что-то зацепило - "Кривизна здесь, неровно". Потому до сих пор тот мимолётный просмотр кусочка фильма и помню. Что-то с ковбоями было не так, как говорил резонёр. То есть, конечно, они пастухи и коровам хвосты крутят - это несомненно. Но где-то здесь есть нюанс. И я долгое время не мог понять, где именно. Изучая основы английского языка, я узнал, что "корова-мальчик" это, конечно, пастух, но вовсе не обязательно конный. Да, тут дядька из телевизора ошибся, но всё же нюанс был в чём-то ином. Не в лошади. Где-то советский резонёр с его призывом не подаваться в пастухи, ибо оно социальный низ, капитально накосячил, но сходу и не увидишь, где именно. Нужно штукатурку отдирать. Гипсокартон как элемент идеологии придумали в СССР. У советских всё так: снаружи закрыто прочно да выглядит гладко, и чтобы добраться до каркаса, приходится ломать. Но уж тогда гниль видна сразу.

Начнём ab ovo. Что такое пастух? Мужчина или женщина, пешком или верхом, но обязательно с хлыстом. На разсвете, после утренней дойки, пастух идёт вдоль деревни, а бабы выгоняют ему коров. Он их собирает в гурт и гонит на пастбище, где - пасёт; а что он ещё должен делать? На закате он гонит коров в деревню и их разбирают по дворам, где предстоит вечерняя дойка. Таков нормальный, психически здоровый русский пастух. При этом было бы неверно считать, что пастухи это социальный низ. У них нет своего хозяйства; им некогда таковым заниматься, но мiр их содержит. И содержать старается хорошо. Пастуха либо кормят по дворам, по очереди, либо дают ему всё, что положено, если он семейный. Обидеть пастуха грех и большая глупость, если не хочешь, чтобы твоя корова пришла домой голодной и не доилась. Пастухи люди обыкновенно нрава крутого и самостоятельного, что мужчины, что женщины. В общем, пастух это личность, из деревенского мiра несколько выдающаяся. Таковы пастухи русские - и, насколько я могу судить, многие иные; эстонские и грузинские, например. В общем, с пастухами всё в порядке, хотя профессия, действительно, исчезающая. Последний раз я видел живого пастуха лет 15 тому назад, если не больше. Правда, речь о Московской области, но тем не менее.

Хорошо. А где обещанный нюанс в сравнении с ковбоем здорового техасского образца? Где отличия? Лошадь может быть и там, и там. Что есть у ковбоя, чего нет у пастуха? Оружие? Вещь важная, но, в принципе, и пастуху никто кроме милиции не мешает носить в кармане "наган". А нож, я думаю, у него есть. Оружие отличие важное, но это не то. Да и не бегают ковбои повсюду с карабинами в седельных сумках; это, всё же, специфическое оборудование. Нужно что-то иное. Шляпа. Да, шляпа у ковбоя хороша, не чета картузу пастуха. Но с точки зрения того, что она прикрывает, это всё же не определяющий фактор. Наш пастух тоже не пальцем деланный.

Тогда что же есть у ковбоя такого, что принципиально отличает его от пастуха? Ковбой пасёт своё стадо. Своих коров он выгоняет поутру и загоняет вечером. А пастух чужих. Несомненно, в благословенном Техасе есть и пастухи, работающие на хозяев и смотрящие за чужими стадами, но мы сейчас говорим об идеальном образе ковбоя. Ковбоя, который хозяин своему стаду.

Окей. Ломаем гипсокартон дальше. Рабочий высокой квалификации трудится на станке с ЧПУ. Если это не советский станок, из которого безпрерывно течёт масло, то рабочий, быть может, даже белой рубашки не снимает, а создаёт чудеса. Высококвалифицированные рабочие это очень серьёзные ребята, которых я уважаю и хочу, чтобы их было побольше. Нельзя стать хорошим рабочим, не совершенствуя свою личность, поэтому данная стезя для многих лучших. Учёный собирает реактор и гоняет протоны в коллайдере. Раскрывает секреты мира и создаёт будущее нашей цивилизации. Он молодец; дай ему Бог высокую зарплату, славу и Нобелевскую премию. Учёные поддерживают образ нашей цивилизации как не безнадёжной. Благодаря им мы знаем, что нам ещё есть, куда идти. Капитан дальнего плавания ведёт по морю судно размером с небольшой город и везёт товаров на сотни миллионов. Капитан не только позволяет современной экономике работать. Прикосновением своих пальцев он двигает гору, покоряя стихию, и тем создаёт захватывающий образ человеческого могущества, распространяя оптимизм и веру в людей.

Но самая впечатляющая профессия мира это, конечно, космонавт. Космос баснословно величественен. Космические полёты являются выдающимся научным, техническим и личным достижением. Они воплощают высшую точку человеческой способности к стремлению - главного, что делает нас людьми.

Все эти красивые обои пробиваются одним ударом монтировки. Ни станок, ни продукция завода рабочему не принадлежат. У учёного нет ни одной акции ни реактора, ни коллайдера. Судно и груз не являются собственностью капитана. Я совершенно не хочу никого обидеть. Если зайдут сюда Крикалёв и Падалка, прошу их не сердиться. Но и космической станции, и всему, что на ней, космонавт не хозяин. Извините, но даже трусы, которые на нём надеты, не его. У него ничего нет. Он голодранец.

А "конный пастух" лишь крутит коровам хвосты, да. Но своим коровам.

Чтобы запустить человека в космос, необходимо сделать очень и очень многое. До того, как начать проектировать первую ракету: нужно построить систему отношений, которая позволяла бы задумываться о масштабных и амбициозных проектах. Космический старт стоит на фундаменте из человеческих взаимоотношений, и это очень сложный, трудно создаваемый фундамент. Космос лишь таран на носу огромного корабля общественного механизма.

А ковбой всего лишь пасёт коров в степи. Степь и коровы; фактически природа. Что тут ещё увидишь? Никто особо и не видит, или не обращает внимания. А ведь для того, чтобы простой мужик мог выгнать в поле своих коров, не безпокоясь, что придут волки в человеческом обличье и их съедят, тоже необходимо здание общественных отношений. И это здание намного выше и сложнее того, что необходимо для полётов в космос. Не верите? А Вы попробуйте создать такое. Взрастить сад на Земле много труднее, чем развести яблони на Марсе. На Марсе нет бандитов, налогов и комиссаров. В космос при большом желании сможет попасть ракетой любая страна, а вот сделать так, чтобы крестьянин, выйдя из дома, шёл по своей земле, дано не всем обществам. Подобное требует куда большей системной устремлённости. Каждая ковбойская ферма - пентхауз на крыше уходящего в облака небоскрёба общественной воли и культуры. По сравнению с этим сооружением пятиэтажка, с которой запускают ракеты, это просто лачуга. Сделать некоторые простые вещи в нашем мире гораздо сложнее, чем некоторые очень трудные.

Иерархия сложностей не поверхностна. Она внутри нас.

Если увидеть это, то вопрос с буратинами и с их повышением решается легко. Советский буратина, колбасный карьерист Михаил Горбачёв, получив право рекламировать пиццу, ушёл на повышение по сравнению с его прежним, вроде бы высочайшим, статусом. Он стал частью много более развитой общественной культуры. Возможно, как буратина он этого не заслужил, но та культура добра и принимает всех.

Можно называть это как угодно. Мир устроен так и никогда не будет устроен иначе.

Определённая мудрость напомнит нам, что лучше быть щукой в маленьком пруду, чем карасём в большой реке. Это само по себе верно, но есть нюанс. В некоторых прудах не вода. Я даже не хочу говорить, что там. Я хочу об этом забыть.

Subscribe

  • О Крылове-творце

    Один человек сказал, что многое в творчестве ныне, к глубокому сожалению, покойного Константина Крылова кажется ему "чёрным" (в частности…

  • К советскому интернационализму

    Советский интернационализм в том виде, в коем он укоренился в советском народе, есть лишь тоска по Империи. По той самой Империи, которую…

  • Русский герой

    Русский герой это, несомненно, выживший мужик. Русские дворяне сохранились в следовых количествах и в герои не лезут. Русские купцы едва ли уцелели,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 79 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • О Крылове-творце

    Один человек сказал, что многое в творчестве ныне, к глубокому сожалению, покойного Константина Крылова кажется ему "чёрным" (в частности…

  • К советскому интернационализму

    Советский интернационализм в том виде, в коем он укоренился в советском народе, есть лишь тоска по Империи. По той самой Империи, которую…

  • Русский герой

    Русский герой это, несомненно, выживший мужик. Русские дворяне сохранились в следовых количествах и в герои не лезут. Русские купцы едва ли уцелели,…