Типичный номенклатурный партиец располагал отдельной квартирой, полученной вне очереди, доступом к спецмагазину со скромным набором простейших продуктов и к медицинскому обслуживанию чуть более высокого, чем у простых советских людей, качества. Часто у него даже не было собственного автомобиля. Теперешний нижний средний класс в абсолютном выражении живёт лучше, чем нижнее звено советских руководителей, а предприниматели средней руки побогаче членов ЦК КПСС. Относительное сравнение уровней жизни зажиточных и бедных слоёв тоже не выявит жадности секретарей райкомов. Сравнивая благосостояния ни абсолютно, ни относительно поймать советских за руку не удастся.
Между тем, если посмотреть на причину бедности советского партийного начальства, картина окажется существенно иной. В СССР, как известно, действовала развитая и жёсткая система сегрегации населения по народностям и социальным стратам, опиравшаяся на административно регулировавшийся доступ к возможности приобретения товаров и услуг. При этом возможности основной части русского населения и некоторых иных народов были искусственно занижены. Партиец же получал то, чего не мог получить простой рабочий - кусок мяса, палку колбасы и кулёк тепличных огурцов. В абсолютном измерении это невеликие блага, на уровне минимальной нормы, а в измерении относительном доход партийца мог быть даже равным доходу рабочего, или не сильно от него отличаться. Но раз так, то для чего была нужна система сегрегации? Она была нужна именно для того, чтобы низовые массы партийных и советских руководителей работали за еду. Практический смысл "безсребренности" советских коммунистов в том, что они обходились их хозяевам очень дёшево. Искусственная организация нехватки продовольственных и непродовольственных товаров в русских областях путём их направления в нерусские районы страны, Москву и небольшое число других городов позволяла, говоря оруэлловской терминологией, "внутренней партии" эксплуатировать "внешнюю партию" дёшево, с минимальными затратами требовать от неё труд и необходимое давление на народ.
Советская система это, в частности, история о том, как получить множество верных и преданных слуг, за своего господина готовых на любое преступление, всего лишь за кусок мяса. И получить не разово, но системно и на десятилетия.
Таким образом, перед нами пример случая, в котором содержательные и сравнительные оценки некоего важного показателя сами по себе не дадут никакого представления об изучаемом предмете. Без понимания устройства механизма явления оно так и останется в глазах изследователя лишённым реального человеческого содержания.
Боюсь, что очень многие исторические явления, которые мы изучаем дотошно и скрупулёзно, так и остаются для нас полной загадкой. Или, точнее, источником заблуждений об исторических реалиях.
____________
Сведения, достаточные для иллюстрирования написанного выше, можно найти здесь.