bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

Дополнительная шкала оценки художественной литературы

В случае и реалистической, и фантастико-фэнтезийной литературы мы имеем дело с выдумкой, иногда сдобренной порцией упоминаний исторических лиц. В этом смысле данные типы литературы практически равны. Однако последствия их восприятия могут сильно отличаться. Реалистическая книга способна вызывать деятельное сопереживание, то есть побуждать читателей к совершению поступков. Фантастико-фентезийная книга на подобное не годна, если не считать побуждения к участию в костюмированных ролевых играх - но это может сделать и книга реалистическая. Реализм представляется правомочным отделять от остальных типов литературы по его способности побуждать людей изменять свою жизнь. Реалистическая или понимаемая как реалистическая книга (религиозная - для верующих) способна побудить человека на важные и серьёзные поступки - воцерковление, уход в монастырь, убийство, принятие участия в революции или в войне, в борьбе за отмену рабства или крепостного права, к выбору политических предпочтений, и так далее. Книги фантастико-фэнтезийные подобной способностью не обладают. Уровень сопереживания, вызываемый ими, недостаточен. Начитавшись определённых произведений, субъект может принять участие в кампании по "спасению" "падших" женщин, например (было такое поветрие в конце XIX века) - но никакой толкиенист, даже повсюду ходящий в "эльфийском" одеянии, не перечислит ни копейки в фонд спасения хоббитов. Художественное слово может иметь совершенно различное воздействие, зависящее, подчеркну, не от уровня таланта писателя.

Литературный путь Льва Толстого явно делится на два периода. В первом от писал книги, призванные побудить читателей сопереживать их героям. Во втором периоде он старался убедить читателей изменить свою жизнь. Можно сказать, что он перешёл к сочинению литературы более реалистической, чем ранее - но ведь и до того он писал совершенно реалистические вещи. Можно сказать, что он перешёл от литературы к пропаганде - но ведь он при этом не изменил литературе. Здесь нужна иная терминология.

Может быть будет верно сказать, что в какой-то момент Толстой перестал относиться к искусству как к игре и решил, что это серьёзное дело, изменяющее мир. На эту мысль наводит и критика Толстым ряда явлений, в частности театральных, как чрезмерно, по его мнению, игровых. Таким образом, мы вправе ввести дополнительную шкалу оценки произведений по линии "игра - дело". Речь идёт об отношении автора к тому, что он производит, оцениваемому по тому, какого воздействия на читателей он ожидает.

Интересно, что мир научной фантастики будет в большей степени относиться к "делу", а мир фэнтези к "игре". То есть, данная шкала применима не только в реализме. Научные фантасты, как они сами утверждают, пишут, в частности, для того, чтобы менять людей и мир - побуждать молодёжь заниматься наукой, заставлять задуматься о проблемах, вызываемых научно-техническим прогрессом, и так далее. Часто они ожидают вполне определённых перемен, вызванных их книгами.
Subscribe

  • Поп-пифагорейство

    Цитирую: Основным инструментом манипулирования истиной является манипуляция словами. Если можно контролировать значение слов, можно контролировать…

  • Прогулка по супермаркету

    Чего-то нам не хватает. Не то Гофмана, не то Андерсена, не то Диснея. Какого-то хорошего сказочника. Вот, изволите видеть: два высказывания очень…

  • Лучи Си, разрезающие мрак у ворот Тангейзера

    Пишут: Zerohedge пишет: "Конфронтации напоминают времена культурной революции -- на белых людей нападают и подвергают ритуальному унижению." Они…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments