bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

Пошлина или спрос?


Традиционно господствующая точка зрения гласит, что для развития собственного производства необходимо защищать внутренний рынок таможенными барьерами. Когда подобная точка зрения излагается, например, так (и в продолжение), то мне трудно что-либо возразить на это.

Тем не менее, предположу, что при определённых условиях логичным и действенным может быть и иной подход. Эти условия:
1. относительно высокие логистические издержки при транспортировке данного вида товара на значительные расстояния;
2. наличие в стране производственной инфраструктуры (включая квалифицированную рабсилу, конечно), позволяющей развернуть полное или частичное производство данного товара без экстремально высоких затрат.
В целом довольно хорошо известно, что описанных условиях и при превышении размера местного спроса на данный товар некоей величины становится разумным и целесообразным перенести производство поближе к потребителю.
Данный закон прекрасно действует сам по себе. К примеру, перевозить предметы мебели, включая кухонные гарнитуры, на значительные расстояние невыгодно, поскольку транспорт везёт, в основном, воздух. Вместе с тем особых технологических и организационных сложностей с размещением в России производств такого профиля нет. Поэтому в нашей стране уже давно развивается соответствующее импортозамещающее производство, как полного цикла, так и компонентное.
Предлагаемый мной подход к проблеме состоит в том, чтобы в случаях, когда в отношении какого-либо полностью или почти полностью импортируемого товара более или менее налицо первые два условия, искусственно создавать третье - повышать спрос на него. Как? Снижая пошлины, лучше до нуля.

Такой подход противоречит общей философии (но не политике российского руководства, увы - я не поклонник ВТО, да), однако в ряде случаев, как мне кажется, может быть весьма продуктивен. В этом отношении можно поставить несложный и неопасный эксперимент, который позволит легко выяснить правомочность внесённого предложения в принципе. Речь идёт о производстве автомобилей. Предложение состоит в полной отмене таможенных сборов (а по возможности и иных сдерживающих спрос платежей) на импорт новых автомобилей класса "B" (до 3,5 тонн) с объёмом двигателя свыше 3 литров. Прямого влияния на российский автопром это решение не окажет; в категорию "с двигателем до 3 литров" укладывается практически вся продукция российских автозаводов, включая новые автосборочные предприятия. Там будут и ГАЗель, и УАЗы, и почти все "кэмри", и "мондео", не говоря про "лады" и прочую малолитражную технику. Спрос на освобождённую от пошлин категорию авто вследствие принятых мер вырастет; возможно (по некоторым моделям) в разы. Лет через пять-семь можно будет посмотреть, приняли ли иностранные автоконцерны решение о переносе производства или, хотя бы, сборки своих машин соответствующих характеристик в Россию, и по этому оценить работоспособность всей идеи.

Выбор рынка автомобилей в качестве объекта для эксперимента интересен тем, что первые два условия (высокие логистические расходы и наличие инфраструктуры) присутствуют в данном случае лишь в ограниченной степени. Автомобиль - весьма высокотехнологичный товар, имеющий относительно выгодное соотношение масса-габариты/стоимость. Везти его довольно далеко выгодно. Инфраструктура автомобилестроения в России развита слабо ввиду отсутствия мощной опоры в виде производителей качественных комплектующих. Поэтому если рынок автомобилей, будучи не вполне благоприятным для эксперимента, отреагирует на него соответственно моим ожиданиям, значит идея вполне рабочая и можно заниматься другими рынками, используя тот же метод.

Из минусов - идею, как всегда, некому предложить. Точнее, она никому не нужна. :)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments