Рациональное скучновато, зато просто. Защищают ли маски от короновируса? Нет, но да. Какие маски, в каких условиях, в течение какого времени, в какой степени защищают от какой концентрации? Слишком много вводных? Упрощаем. Не защищают и не не защищают, но снижают вероятность и тяжесть, обусловленную дозой инфицирования. Если просто обмотать морду шарфом, то любых вирусов, в штуках, при прочих равных в организм попадёт меньше. Иначе просто не может быть. Любая маска в любом состоянии это какая-то защита. Лучше маска - лучше защита. Вот и весь вопрос.
"Но как оценить адекватность мер, применяемых в конкретном случае?" А не нужно её оценивать. Ну её, оценку, к богам рационализма. Тут я за эмоции. Вот идёт ко мне дядька или тётька, и разговаривает (пусть даже не подкашливает). При каждом слове у этого постороннего мне существа изо рта вылетают - не жабы и змеи, на чём спасибо, но маленькие капли слюны с полным набором микробов, содержащихся в пасти сего субъекта. И мне придётся этими чужими слюнями дышать, без вариантов. Оно мне надо? Нет, это слишком рациональный вопрос. Мне этого хочется? Ни капельки. А если маску надеть, то психологически сразу легче. Во имя паранойи и мизантропии можно надеть и очки, благо прозрачные пластиковые очки недороги и доступны. Если человеку в очках легче, то почему бы не надеть и очки? Это же делается ради собственного успокоения, а не ради чужого мнения о рациональном. Нужно тебе это ради улучшения условий работы твоего (не чужого) головного мозга - ну надень очки, выпей три чашки кофе, съешь тортик, посмотри дурацкий фильм, влюбись в Путина, походи на лыжах по асфальту. Если так станет легче - сделай. Имеешь право. Плевать на чужое мнение, между нами говоря. Мы уже не в том возрасте.
Рационал от такого отшатнётся и заговорит о рациональном. О том, что помимо пресловутого covid-19 есть ещё 100500 вирусов, и самый знакомый нам - вирус гриппа в N вариантах. Он есть, этот вирус, и потому нужно знать, что его нет. Эпидемии гриппа сейчас нет. Отсутствует. А в прошлом году была. Помните, прошлой осенью нас посещала какая-то такая кусачая болячка, что многие потом решили, что это и было первым пришествием короновируса? А оно, наверное, был просто грипп, но особой злобности. В прошлом ноябре я пять дней провалялся в жару, едва вставая с постели, и потом ещё очухивался. Вообще в последние годы я регулярно болею ноябрьским гриппом, и на свой День рождения стабильно лежу с температурой. А в этом году - уже 21 ноября, а я, тьфу-тьфу, пока здоров. (И это в Москве, резервуаре всех вирусов мира). Нету гриппа. Не посетил он нас. И вот попробуйте связать это не с массовым ношением масок. Нет, Вы попробуйте. Возможно, ещё ограничение авиасообщения сыграло свою роль, но, скорее всего, второстепенную. Основное - маски. Маски носим - гриппа нет. О том японцы знают много лет, а мы, увы, всё как-то нет. Теперь и нас достиг тот свет. Конечно, знанья тёплый свет, а не совсем загробный свет. К тому у нас влеченья нет.
Рационально разсуждая, быть может, грипп и ерунда (хотя и не всегда). А эмоционально - болеть совсем не хочется. Нет такого желания. Я могу и маску надеть, и ремнём безопасности пристегнуться. Кому-то это унизительно. Кто-то скажет: "Намордник добровольно одел!" А мне плевать. Я делаю, что хочу.
Власти тоже делают, что хотят. Вот музеи закрыли, например. Метро не закрыли, а музеи закрыли, хотя там и так было три с половиной человека. Рационально ли это? Ой, ёхан палыч... Понятие рациональности к государству вообще неприменимо. Государство нельзя оценивать по рациональным критериям. Оно ими никогда не руководствуется. Утверждает обратное, но это часть игры. Административные решения никогда не выносятся, исходя из "объективной реальности, данной нам в ощущениях". Вообще никогда. Это главное, что следует знать о государстве (любом и всегда). Музеи закрыли не из-за короновируса, а потому, что можно (никто внутри Системы не взвоет от этого достаточно громко, чтобы его нельзя было перекричать). А метро не закрыли не потому, что там никто не заражается, несмотря на масочный режим (в масках и в музеях ходить можно, так что маски в данном случае вообще ни при чём). Метро не закрыли потому, что нельзя - реакция внутри Системы была бы слишком острой. Сами по себе и метро, и музеи, и, тем более, короновирус государство совершенно не интересуют. Но есть "вызов", появившийся неизвестно откуда; скорее всего приехавший из-за границы, от тамошней Системы. (Системы общаются друг с другом и только друг с другом. "Чиновники работают друг для друга". Привет Вам от С. Н. Паркинсона). Потому, что если бы этот ковид существовал только в рамках РФ и был бы неизвестен за границей, то государство РФ его, скорее всего, вообще бы не заметило - как оно не заметило прошлогоднюю осеннюю эпидемию неизвестно чего. И вот на "вызов" государство реагирует. Точнее, демонстрирует факт реакции. "Реакция есть? - Есть. - Задокументировано". Суть реакции, её реальное "физическое" содержание при этом не имеют ни малейшего значения.
Скажут мне: "Но у Вас противоречие. Вы пишете, что государство не реагирует на объективные вызовы, и тут же утверждаете, что оно отреагировало бы на закрытие метро". Да, одно утверждение противоречит другому. При этом оба они верны. Абсурд? Немомненно. Только это не мой абсурд. Я не путаю свой абсурд с государственным. Государство является природным резервуаром первосортного абсурда. Оно всегда абсурдно, ибо существует в рамках реальности и одновременно в самом себе. Как оно это сочетает? Плохо оно это сочетает. Для нас плохо. Для себя хорошо. Объяснить это непросто. Но именно это имел в виду Козьма Прутков, когда заметил: "Только в государственной службе познаёшь истину".
С государством нельзя общаться рационально (привет всем "попаданцам", спешащим к Сталину с проектом промежуточного патрона). С государством нельзя общаться эмоционально ("Москва слезам не верит" - сигнал должен быть формализован). С государством вообще нельзя общаться. Это неправда; можно. Вспоминаю историю одной разваливавшейся коммуналки на Полянке, разселённой по отдельным квартирам после "письма Съезду" (был в СССР такой подвид эпистолярного жанра). Можно. Но именно Вам не повезёт. Моего прадеда, уволенного из Красной армии в 1937 году, после схожего письма упрятали в ГУЛАГ - чтобы не создавал ненужный системе шум. В общем, с государством общаться нельзя. Можно, но см. п. 1.
Как бы мне это объяснить белорусам? Потому, что страшно смотреть. Люди-то они хорошие, русские, при этом и эмоционально, и рационально правы. Но, увы, они думают, что внутри государства сидят такие же, как они, и что до них можно достучаться сквозь броню. Если долго и всем вместе стучать. А там нет людей. Там движутся какие-то биологические объекты, но это не люди. В прямом смысле слова. Нужно лишь понять, что фантастика не всегда фантастика, и что искусственный отбор, особенно если в нескольких поколениях, вкупе с дрессировкой и безпрерывной промывкой мозгов создают мутантов даже без помощи генной инженерии. С ними невозможно разговаривать, вообще. Потому, что это не люди, это Система. Всегда и везде. Это робот. В конкретно белорусском случае - бешеный робот, который лупасит кувалдой вокруг себя (включена защитная программа). Управлять роботом может только его хозяин. Но до хозяина белорусам не дотянуться - он и живёт-то в другой стране (или, скорее, группа хозяев живут в других странах). Код доступа к Системе белорусам никто не скажет. Теоретически есть возможность только остановить поток спайса, что в белорусском случае означает прекращение работы нефтеперерабатывающих заводов (именно их; планово-убыточная белорусская обрабатывающая промышленность хозяев робота не интересует - это просто богадельня для пролетариата). Если бы поток спайса остановился, то тут уже прибежали бы договариваться все, в любых чинах. Но как раз нефтепереработку бешеный робот будет охранять особенно активно. И на случай забастовки у него наверняка есть план со штрейкбрехерами из РФ или из Казахстана. В общем, я не вижу шансов.
Вот едет на тебя грузовик. Ты же не станешь с ним разговаривать, верно? Сигналы ему посылать. Ты отскочишь в сторону. Ну, так отскочи. Не подставляй голову под кувалду бешеного робота. Это неверно и с рациональной, и с эмоциональной точки зрения.
Вот чужие люди, сами того не желая, плюют тебе в лицо слюнями, в которых вирусы со всего света. Ну, закрой ты лицо повязкой, или маской какой. Не глотай ты эти слюни. Не нужны они тебе.
Ношение масок в публичных местах я бы, дамы и господа, закрепил на уровне обычая - по крайней мере в холодное время года. С 1 октября, например. На пустой улице или в парке, наверное, не обязательно. Но где-то необходимо. Общественный транспорт с микробиологической точки зрения это эквивалент свального греха. Не самая лучшая помощь своей имунной системе, и так утомлённой жизнью и нагруженной всякой дрянью.
Маски это хорошо. Пусть будут маски. Всё здоровее.