bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

О нравственности народа и безнравственности элит

Мой глубоко уважаемый читатель! Моя досточтимая и любезно приветствуемая читательница! Вне всякого сомнения, Вы прекрасно знаете суть нравственности и, понаслышке, безнраственности, и осведомлены об их природе и происхождении. Но давайте поиграем в игру. Как будто Вы не знаете, откуда берутся эти занятные вещи, а я Вам объясняю. Это просто игра.

Нравственность и безнравственность порождаются геометрическими понятиями. Нравственность - горизонталью, а безнравственность - вертикалью. Разсказываю, что за чепуха.

Существуют два интересных типа животных - попугаи и морские свинки. Эти два типа животных интересны тем, что по одному представителю каждого проживает в доме Вашего покорного слуги и вдохновляют его на написание сего текста. В рамках нашего игрового объяснения попугаи олицетворяют элиты, которые, как заявлено, безнравственны, а морские свинки олицетворяют народ - который, как заявлено, нравственен.

Нас сегодня интересует сравнение процессов поглощения пищи двумя указанными типами животных и то, что эти процессы неизбежно завершает. Начнём с последнего.

Попугаи отличаются тем, что оставляют следы своего пищеварения где попало, даже не задумываясь, что в этот момент находится под ними. Их собственная кормушка, например. Отметим это "даже не задумываясь", и перейдём к морским свинкам. Последние размещают внешние результаты своих трапез в специальных отхожих местах, коими обыкновенно бывают углы клеток. И никогда не оправляются там, где едят.

Почему между попугаями и морскими свинками существует такая разница? Дело в том, что в природе попугаи проживают на деревьях, при этом стараются забраться как можно выше. Видимо, в ходе эволюции те попугаи, которые не старались забраться как можно выше, были поглощены змеями и прочими несчастьями. Остались только обладатели инстинкта карабкаться как можно выше, невзирая на все иные обстоятельства. Будучи сброшенными с большой высоты, отходы пищеварения оказываются, с точки зрения, попугая, где-то далеко внизу, вне зоны его текущих интересов. Кроме того, испражниться по готовности для попугая означает уменьшить свою массу, что важно для полёта и карабкания вверх. Попугаи не выбирают момент для облегчения. Они просто не задумываются об этом. В их головах ничто не отвечает за выбор момента дефекации. Задача контроля над этим перед попугаями просто не стоит. У них есть более важное дело - карабкаться вверх. Всё вверх и вверх. Рыбка Дори сказала бы: "Всё вниз и вниз!", а у этих всё наоборот. Кто не карабкается вверх, того съедает змея.

Что там кому "прилетит" внизу, попугаем просто не разсматривается. Попугай не желает причинить зло кому-то, кто внизу. Он думает только о том, что наверху. Если фекалии попадают на его кормушку, что бывает сплошь и рядом, то и это происходит потому, что попугай считает источником своего благополучия вертикаль, на которую взбирается, а не то, что его кормит. С попугаем безполезно говорить на тему: "Но ведь Ваши действия подрывают Вашу собственную прибыль!" Попугай просто не смотрит вниз. Те, кто смотрят, не попугаи и наверху надолго не задерживаются. Попугая интересует не прибыль, а место на ветке. Прибыль, как инстинктивно полагает попугай, в достатке приложится к месту. Состояние кормушки при этом не является волнительным моментом.

Морская же свинка живёт на плоскости, на горизонтали. Всё, что она оставляет после себя, оказывается на одном уровне с нею. Если морская свинка станет гадить где попало, это очень скоро отразится на качестве её жизни. Ведь ничто не улетит "куда-то вниз". Со всем содеянным придётся жить рядом. В одном селе, в одном доме. Поэтому морская свинка вынуждена сдерживать свои позывы до подходящего момента и не гадить где попало. Другие долго не выживают - иначе у этих животных не выработался бы соответствующий инстинкт чистоты. Точнее, не выжили бы только чистоплотные гвинейские свинки. Ведь их никто в данной области не дрессирует. Они такие от рождения. А попугаи другие тоже от рождения.

Аналогичную по природе разницу можно наблюдать на примере питания попугаев и морских свинок. Морская свинка, получив пучок травы, последовательно схрумкивает каждую травинку до основания. КПД процесса поглощения пищи морской свинкой близок к 100%. Попугай разрывает и разбрасывает вокруг всё, доступное его клюву. КПД процесса поглощения пищи попугаем зависит от типа пищи (больше для семян, меньше для фруктов), но в целом он многократно меньше, чем у морской свиньи. Почему так? Можно сказать, что у попугая есть клюв, чтобы разгрызать орехи и семена, и он не приспособлен для вдумчивого жевания пищи. Но почему в ходе эволюции у попугаев не выработалось приспособление, которое позволяло бы расходовать дефицитные в любых условиях ресурсы экономнее? У грызунов такое приспособление выработалось. Что не так с попугаями? С ними не так то же, что и в предыдущем примере - вертикаль. Задача попугая не только поесть, но и уничтожить доступную пищу - чтобы она не досталась конкурентам по вертикали. Вторая задача важнее первой. Голодом можно недолго и посидеть, а конкуренты спихнут с ветки в мгновение ока. Пищевое поведение попугая подчинено социальной роли, а пищевое поведение морской свинки подчинено требованиям рациональности и экономии. Попугай это машина для истребления ресурсов, а морская свинка - разумный и эффективный потребитель. Существование на плоскости предполагает минимальную иерархическую конкуренцию при остром дефиците ресурсов. В таких условиях выигрывает наиболее рачительный.

Существование в условиях вертикали побуждает попугаев гадить на головы нижестоящим и активно истреблять ресурсы ради самого истребления. Такое поведение я называю безнравственным. Существование в условиях горизонтали побуждает морских свинок минимизировать вынужденно причиняемый ими ущерб и избегать непродуктивного расходования ресурсов. Такое поведение я называю нравственным. Конечно, понятия "нравственность" и "безнравственность" относятся не собственно к перечисленным животным, но к тому, что они, в данном случае, символизируют - народу и элитам.

Народ как "горизонтальное" сообщество является единственным источником и носителем нравственности. Элита как сообщество "вертикальное" является инстинктивным источником безнравственности, осквернения и разрушения всего (даже если это направлено против её, элиты, экономических интересов). Всюду, где появляется та или иная вертикаль, людям, в переносном смысле, гадят на головы и, в прямом смысле, хищнически расходуют любой доступный ресурс, в том числе людей. И чем выше и неколебимее вертикаль, тем ярче описанные эффекты.

То, что народ является единственным источником и носителем нравственности, не означает автоматически, что народ всегда нравственен. Народ бывает и развращён - обыкновенно в поддержку тех или иных внутриэлитных процессов, и часто развращён сознательно. Но если что-то способно породить нравственность, то это лишь единственно "горизонтальные" структуры и взаимосвязи, составляющие оторванную от влияния элит жизнь народа.

Аналогии и выводы из сказанного мои высокоинтеллектуальные читатели, я уверен, способны построить самостоятельно.
Subscribe

  • "Мои грехи - моё богатство"

    Интересно, если считать, что свобода воли существует, и что человек ответственен за каждое своё решение, что бы и кто бы ему не нашёптывал, то не…

  • Об уточнении смыслов

    Долгое время мне очень нравился снятый около пятидесяти лет тому назад мультипликационный фильм "Бегемот и Солнце" - о маленьком бегемотике,…

  • "Десятый ключ"

    Этот вопрос, как говорят, часто задают неофиты христианства. Я не неофит, а всего лишь человек, случайно натыкающийся и говорящий: "Ой, что это?" Но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 28 comments

  • "Мои грехи - моё богатство"

    Интересно, если считать, что свобода воли существует, и что человек ответственен за каждое своё решение, что бы и кто бы ему не нашёптывал, то не…

  • Об уточнении смыслов

    Долгое время мне очень нравился снятый около пятидесяти лет тому назад мультипликационный фильм "Бегемот и Солнце" - о маленьком бегемотике,…

  • "Десятый ключ"

    Этот вопрос, как говорят, часто задают неофиты христианства. Я не неофит, а всего лишь человек, случайно натыкающийся и говорящий: "Ой, что это?" Но…