bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

К классификации общественных отношений

Предлагаю несложную классификацию общественных отношений. По сравнению с иными классификациями, в частности с принадлежащей авторству, к сожалению, покойного Константина Крылова и основанную на четырёх вариантах, в данном случае их будет только три, и они, весьма вероятно, не будут включать в себя все возможные случаи. Достоинство предлагаемой классификации в её простоте и компактности. Она легка для восприятия и её можно всегда носить с собой, как перочинный ножик.

Разсмотрим отношения, возникающие при взаимодействии двух сторон. Введём понятие "контрагент". Под контрагентом будем понимать любое лицо, от которого другие лица чего-либо хотят. Хотят, чтобы контрагент что-то для них сделал или что-то им отдал. Инициаторы отношений хотят что-то получить от контрагента. От последнего требуется проявление воли к действию. Соответственно, отношения с участием контрагентов логично назвать двусторонними и контрагентными. Их мы разделим на два типа.

Первым типом назовём такие двусторонние отношения, при которых от контрагента ожидается, что его побуждение к действию будет исходить из его представления об его собственных интересах.

Вторым типом назовём такие двусторонние отношения, при которых от контрагента ожидается, что его побуждение к действию будет исходить из его представления о чужих интересах.

Итак, в первом случае контрагент думает, что работает на себя. Во втором случае он думает, что работает на кого-то другого, и предполагается, что ему это нравится (иначе его воля к действию не проявится ожидаемым образом).

Различие между двумя типами контрагентных отношений легко увидеть, если добавить в пробирку такую распространённую субстанцию, как обман. В практической среде обман широко свойственен обоим типам отношений. В первом случае обман построен на несовершенном (ложном или неполном) информировании контрагента, вследствие чего у контрагента возникает неверное представление об его интересах. Во втором случае обман построен на лишении контрагента способности руководствоваться своими интересами в принципе. Обман, применяемый в первом случае, можно назвать локальным - контрагент должен ошибиться здесь и сейчас по данному конкретному поводу. Обман, применяемый во втором случае, можно назвать тотальным - контрагент должен делегировать право принятия решения иным лицам, отказавшись от собственных интересов. В некотором смысле тотальный обман это даже не обман, поскольку заинтересованные лица не пытаются вызвать у контрагента появление ложных суждений, но добиваются отсутствия у него суждений вообще. Однако на практике эта задача решается массированным предоставлением ложной и исключающей критическое отношение информации, то есть это всё таки обман.

Отметим, что в контрагентных отношениях первого типа обман может быть двусторонним (оба контрагента могут обманывать друг друга). К примеру, предприниматель может при найме обмануть рабочих по поводу условий труда, а рабочие ответить ему производством некачественной продукции. В то же время в контрагентных отношениях второго типа обман может быть только односторонним. Обманутый контрагент в таком случае всегда жертва.

Можно задать, как минимум, три вопроса о неочевидных для классифицирования случаях.

Первый: к какому типу относятся контрагентные отношения, основанные на прямой угрозе? "Ты создашь линию полуфабрикатов мсье Живодэра, а я за это тебя не убью". В данном случае мы имеем дело с отношениями первого типа, причём не связанными с обманом. Выгода контрагента очевидна для него.

Второй: к какому типу относятся контрагентные отношения, связанные с благотворительностью, то есть с желанием подчинять свои интересы чужим? Ответ: ни к какому. Благотворительность не является контрагентным типом отношений, поскольку получатель благотворительной помощи не является их инициатором. От получателя благотворительной помощи не требуется проявление воли к действию в рамках отношений с благотворителем. Это односторонние отношения.

Третий: к какому типу относятся контрагентные отношения, возникающие между близкими людьми? Близость (свойство) есть проявление одновременно действующих односторонних отношений (взаимной благотворительности). Таким образом, близкие отношения не являются контрагентными и не относятся ни к одному из двух типов. Это взаимные односторонние отношения.

Таким образом, в соответствии с предлагаемой схемой общей сложности можно выделить три типа отношений - два типа контрагентных, двусторонних, и один тип односторонних, имеющий взаимный вариант. Разсмотрение односторонних отношений можно вести лишь с позиции изучения внутреннего мира личности. Разсмотрение двусторонних (контрагентных) отношений можно вести с позиции изучения жизни и устройства общества. При этом первый тип контрагентных отношений можно весьма условно назвать капиталистическим, а второй тип столь же условно назвать социалистическим. Ко второму типу будут принадлежать, в частности, отношения, основанные на формуле: "Всякая власть от Бога", которую мы не привыкли классифицировать как принадлежащую к числу социалистических идей. Однако в рамках поставленной классификационной проблемы нет функциональной разницы, в чью пользу, Бога или общества, индивид отказывается от собственных интересов.
Subscribe

  • Свобода как бизнес

    Басня Человек подманил собаку вкусной едой и лаской. Собака привыкла к человеку и к хорошей пище, и тогда человек посадил её на цепь. Собака сначала…

  • Заглянем в завтрашний день

    "Навстречу XXV съезду КПСС! Третьей мировой войне!" "Марнское аэротакси".

  • О понимании истории

    «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под Солнцем.» Екклесиаст, 1.9. Уважаемый naval_manual

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

  • Свобода как бизнес

    Басня Человек подманил собаку вкусной едой и лаской. Собака привыкла к человеку и к хорошей пище, и тогда человек посадил её на цепь. Собака сначала…

  • Заглянем в завтрашний день

    "Навстречу XXV съезду КПСС! Третьей мировой войне!" "Марнское аэротакси".

  • О понимании истории

    «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под Солнцем.» Екклесиаст, 1.9. Уважаемый naval_manual