bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

Тихая поступь культуры

Самое смешное, что я видел за последнее время, встретилось мне на рынке города Александрова. Представьте себе брусок длиной примерно с кирпич, но поуже, в вакуумной полиэтиленовой упаковке. Цвет белый с желтизной, без малейших следов жидкости вокруг. Просто сухой брикет. Продавщица дала мне попробовать кусочек - на вкус типичный "сырный продукт", возможно, не содержащий никаких следов молока. И называется это "моцарелла для пиццы".



Производить в РФ настоящую моцареллу технически невозможно ввиду отсутствия чёрных буйволиц, по крайней мере в значимых количествах. Саму по себе технологию изготовления этого сыра некоторые производители вполне освоили, используя для этого обычное коровье молоко. У них нередко получается вполне "правильной" формы и консистенции, хорошей упругости, правильно разслаивающийся, свежий и радостный, но при этом совершенно безвкусный сыр. Который, однако, можно считать моцареллой в ремесленном смысле этого понятия.

Производителей "ремесленной" моцареллы из коровьего молока можно считать достигшими приемлемого уровня фрагмента некоей культуры. Производителей "моцареллы для пиццы" можно считать имитаторами фрагмента той же культуры. Оба явления можно подвергнуть известной критике, в первом случае менее, во втором более жёсткой. Однако нельзя отрицать, что оба явления представляют собой элементы тяги к культуре, пусть во втором случае и тяги к паразитическому на ней существованию.

Отметим, что производством "ремесленной" моцареллы занимаются немало фирм, а "моцарелла для пиццы" встретилась мне сразу в исполнении двух изготовителей. То есть, перед нами не случайные явления. На отдельно взятом примере мне кажется логичным сделать вывод, что медленное, но вполне уверенное формирование "ДНК" некоей культуры, в данном случае культуры изготовления и потребления моцареллы, происходит. Путь, который предстоит преодолеть от фрагмента до полноценного "фенотипа" долог, но проходим. Когда-нибудь, я надеюсь, разведут и чёрных буйволиц, а "моцарелла для пиццы" уйдёт в прошлое вместе с "колбасой" из соевого белка и куриной кожи.

Культура формируется постепенно и медленно. Оба эти качества абсолютно необходимы для неё. Любые попытки привить культуру "большим скачком", "за две пятилетки", представляют собой торжество варварства, понимаемого здесь как антипод культуры и ведущего к её разрушению. Визуально процесс развития культуры, как мне кажется, можно представить в виде роста корня растения, происходящего в реагирующей на этот рост почве. Корень постепенно, не небыстро, удлиняется, ощупывая частички почвы и изыскивая наиболее благоприятное направление для роста, а частички почвы так или иначе реагируют на этот рост. Каждый акт продвижения это рискованное мероприятие, способное привести даже к кризису, ведь неизвестно, что растущий корень нащупает далее и какую его продвижение вызовет реакцию со стороны почвы. Путь культуры всегда извилист и часто труднопредсказуем, что создаёт причудливую картину местных особенностей любого явления. Культура может делать шаг вперёд, как в случае с "ремесленной" моцареллой, а может делать шаг в сторону и даже возвращаться назад - как в случае с "моцареллой для пиццы", ведь любая попытка "сократить путь" ведёт назад, к варварству.

Причина, по которой культура может развиваться только постепенно и медленно, мне вполне очевидна: культура это вещь живая. Приведённая выше аналогия развития культуры с ростом корня растения в реагирующей среде, скорее всего, может иметь прямой прототип в виде развития связей между нейронами головного мозга. С биологической точки зрения такое развитие и есть собственно процесс становления культуры. Человеческий мозг это живой объект, и культура, формирующая его и формируемая им, есть также живой объект - по всей видимости, неотъемлемый от жизнедеятельности мозга. Понимание культуры как живого объекта наилучшим образом соответствует наблюдаемым особенностям её формирования.

На этой, главной, особенности культуры основаны наиболее утончённые способы борьбы с её развитием - на мой взгляд, часто и усиленно практикуемые по политическим причинам, и не только в РФ. Известно, что растения часто болеют и даже погибают после транспортировки, проведённой даже без пересаживания (если речь идёт о растениях в горшках или кадках). Это связано с тем, что вибрация нарушает связи между корнями и фрагментами почвы. В борьбе с развитием культуры применяется метод относительно небольших, но постоянных и частых перемен законодательства, выполняющих роль вибрации среды. Внешне всё выглядит благопристойно - происходящие изменения сами по себе и реформами назвать нельзя, но лишь небольшими уточнениями и изменениями. Однако при постоянном воздействии мелкие и часто разумно выглядящие перемены крайне затрудняют приспособление к условиям работы. Наблюдая за этим некоторое количество лет, я пришёл к выводу, что практика постоянных мелких перемен это именно политика, осознанная и преследующая политическую цель. Было время, когда один из законов о государственных закупках, 44-ФЗ, менялся, в среднем, раз в месяц, при продолжительности процедуры закупок, кроме мелких сумм, в полтора месяца и более. Люди начинали закупку по одним правилам, а заканчивали по другим. Делалось всё, чтобы было невозможно отладить бизнес-процессы - хотя формально перед нами была забота о рациональном расходовании бюджетных средств и пресечении коррупции, и хотя сами по себе изменения часто не вызывали возражений. Судя по всему, в РФ в министерствах и департаментах правительств всех уровней есть специально обученные люди, призванные следить за тем, чтобы законодательства понемногу, но постоянно менялись, и у которых изменения поставлены в их месячные и квартальные планы. Я не знаю, как это явление называется на языке его создателей, но для себя зову его технологией "вибрации почвы", призванной не допустить или хотя бы замедлить развитие культуры - в том числе и в первую очередь культуры предпринимательства.

Несмотря на сказанное, культура всё же постепенно растёт и укореняется. Причиной сего является особенность культуры, ради обозначения которой и написан этот текст. С точки зрения советского обывателя, в данном случае неверной, культура есть вещь навязанная. "Мы были некультурными и не мыли руки перед едой. Нам приказали мыть, и били линейкой по грязным пальцам. Теперь мы стали культурными и моем руки". "Нам приказали любить Бога, Царя и Отечество...", "Нам приказали строить коммунизм...", и так далее. Такая "культура" является близким аналогом понятий "муштра" и "дрессировка". С моей точки зрения, это анти-культура, то есть варварство, и не имеет своим следствием ничего кроме деградации - ради чего, вполне возможно, и используется.

Как же возникает истинная культура? Разсмотрим этот вопрос на примере "моцареллы для пиццы". При каких условиях это явление исчезнет, сменившись моцареллой хотя бы "ремесленного" типа, то есть культура в данной области повсеместно сделает шаг вперёд? Необходимое, оно же достаточное, условие к тому одно, и это отказ потребителей приобретать пиццу с подобной "моцареллой".

Но почему потребители должны отказываться от подобного продукта? Формально он, не сомневаюсь, вполне съедобен (то есть, им не отравишься). Вкусом этот продукт, конечно, не порадует, но ведь "ремесленная" моцарелла тоже безвкусна. Тогда для чего менять один продукт на другой - скорее всего, более дорогостоящий, если особых различий во вкусе нет?

Причина тому может быть только в чувстве собственного достоинства, выраженном фразой: "Я не буду есть эту дрянь". Чувство собственного достоинства личности, как видите, есть двигатель общей культуры.

А что есть чувство собственного достоинства? Оно есть способ самоутверждения. Таким образом, мы приходим к принципиально важному выводу: культура есть не набор привитых правил, но результат самоутверждения. В общем смысле культура сама по себе есть ни что иное, как способ самоутверждения. Человек самоутверждается в обществе при помощи культуры.

Если вдруг Вас заинтересует развитие культуры в каком-либо обществе, эффективный рецепт к тому существует один: позвольте людям самоутверждаться. И, соответственно, не позволяйте им этого, если ваша цель варварство.

Правда, может так получиться, что из чужого самоутверждения выйдет отнюдь не моцарелла из молока чёрных буйволиц, но нечто лично для Вас неудобоваримое. Однако это есть тот случай, когда риск - дело благородное.

На мой скромный взгляд, позволять другим самоутверждаться это вообще единственное доступное человеку благородное дело. Иногда люди совершают благородные поступки - из чувства собственного достоинства.

____________

К сожалению, у меня, скорее всего, не достанет времени, чтобы ответить на Ваши комментарии. Приношу за это свои извинения.

Subscribe

  • Вот тебе, бабушка, и кенгуру

    В самом начале девяностых годов друг моего двоюродного брата уехал жить в Австралию. Его семья перебиралась по одному человеку. Один попал туда чуть…

  • Пересматривая детские впечатления

    В силу исторических и семейных обстоятельств я долгое время хорошо относился к работе людей, разрабатывающих и производящих вакцины и сыворотки.…

  • О не имеющем значения

    Если публичный человек под благовидным предлогом исчезает куда-то на недельку, это означает, что ему нужно исчезнуть куда-то на недельку под…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments

  • Вот тебе, бабушка, и кенгуру

    В самом начале девяностых годов друг моего двоюродного брата уехал жить в Австралию. Его семья перебиралась по одному человеку. Один попал туда чуть…

  • Пересматривая детские впечатления

    В силу исторических и семейных обстоятельств я долгое время хорошо относился к работе людей, разрабатывающих и производящих вакцины и сыворотки.…

  • О не имеющем значения

    Если публичный человек под благовидным предлогом исчезает куда-то на недельку, это означает, что ему нужно исчезнуть куда-то на недельку под…