Разсмотрим это на примере политической задачи, стоящей перед национализмом. Допустим, существует группа людей, воспринимаемая как часть нации, но при этом имеющая обособляющие признаки. Что будет являться благом по отношению к этой группе с точки зрения национализма?
Можно выдвинуть предположение, что благом будет пребывание в составе единого и мощного государства (нередко говорят даже об империи). Такая, большая и красивая, точка зрения действительно существует. Барабанный бой.
Можно выдвинуть предположение, что благом будет пребывание под властью Монарха, Помазанника Божия, который поведёт указанную группу лиц не только в состав нации, но и к Спасению. Такая, большая и красивая, точка зрения действительно существует. Колокольный звон.
Можно выдвинуть предположение, что благом будет объединение указанной группы лиц с их соотечественниками в рамках единых культуры, языка и национальной традиции. Такая, большая и красивая, точка зрения действительно существует. Звук фанфар, отдалённое "журчание" арфы.
Можно объединить все три предположения и получить представление о благе как о монархической империи с единой культурой. Почему бы и нет, собственно? Всё, вроде бы, красиво. Ну как - договорились? Наши цели ясны, задачи определены? Вопросов нет?
Вопросы есть, и по ним лучше договориться "на берегу". Нам придётся сделать выбор. Монарх - это кто? Религия - это какая? Язык - который выберем? Объединяться будем - вокруг чего? Очень часто здесь возможны варианты, даже более двух. Именно тосканский диалект? Почему? В качестве религии Православие? От РПЦ МП, или старого обряда? Династию будем выбирать методом тыка или по анализам?
Полная ясность и единство внезапно превратились в полную неясность и рознь. Эдак, друзья мои, и подраться недолго. И выйдет из того не толк, а только мука. Однажды лебедь, рак да щука затеяли сыграть квартет.
Нацию так не построить. Я Вам говорю.
Где-то есть ошибка. Где-то в методологии. Что-то мы упустили.
И я даже знаю, что именно. Мы не уделили внимание особенностям понятия "благо". Взяли его "как есть". А это не простое понятие; с секретом.
С одной стороны благо относится к объекту; "благо для кого-то". То есть, имеется некий, конкретный либо абстрактный подразумеваемый, источник блага, и есть тот, кому благо даруется (благополучатель) - объект. С этой точки зрения говоря о благе нации мы говорим о благе для нации. О благе, которое где-то берётся и нации даруется.
Но с другой стороны тот, кому предназначено благо, не может быть "пустым местом". Нельзя облагодетельствовать вакуум. Не мечут бисер перед свиньями. Возможность принятия блага предполагает некое достоинство, делающее в принципе уместным разговор о благе для кого-либо. А достоинство это понятие субъектное. Носитель достоинства субъектен, суверенен. Из чего следует, что объект принятия блага должен одновременно быть его субъектом. Вот такое это неоднозначное понятие - "благо". Помнится, Сократ об него весь язык сточил.
Если народ есть объект принятия блага, то всё просто - "Начальство подумает и решит". Останется выбрать, кто у нас сегодня начальство; готовьте кастеты. А если народ есть субъект осуществления блага, то начальству придётся подождать, пока спросят народ.
При верном методологическом подходе можно избежать сомнений и мук выбора, поскольку у нас будет только одна схема действия: спросить у людей, что они хотят. И спросить методологически правильно. Дать людям возможность подумать. Решить, кто они такие и что им нужно. Дать людям возможность передумать - если спустя некоторое время они обнаружат, что совершили ошибку.
Порядок, обеспечивающий субъектность блага, называется "демократия". Возможность основывать решения на выборе народа на протяжении длительного времени. Демократия, в свою очередь, обеспечивается свободой.
Видите, как просто? Не нужно ссор, выяснений, что лучше - Москва или Тверь? Не нужно разброда и шатания. Нет риска раскола нации. При правильной методологии остаётся только один вариант обеспечения национального строительства - свобода и демократия. Других вариантов просто нет.
И вот теперь можно со спокойной душой сказать, что наши цели ясны, задачи определены. Правильный метод - наше всё.