Взгляд на ситуацию в Белоруссии обыкновенно строится по аналогии - как правило, с событиями на Украине 2004 и 2014 годов. На мой взгляд, Белоруссия-2020 не имеет ничего общего ни с Украиной в любое время, ни с СССР-1991, ни с Россией-1917, ни вообще с подавляющим большинством внутренних политических конфликтов. Белорусский тупик уникален в своей "чистоте".
"Нормальный" внутриполитический конфликт содержит два элемента: общее недовольство значительной части народа действующей властью и противостояние политических партий или группировок, претендующих на власть. На подобное можно посмотреть на примере США-2020. Есть объективные проблемы, есть "народное недовольство", и есть как минимум две политические партии, ведущие с этими проблемами и этим недовольством какую-то свою игру. То же самое было на Украине в 2004 и 2014 годах. Общее недовольство властью дополнялось противостоянием "восток-запад", имевшим этнические, идейные и коммерческие основания. В России-1917 общее недовольство монархией дополнялось противостоянием "революционеры - эволюционисты", имевшим этническое, религиозное, идейное и коммерческое измерения. В СССР 1991 года общее недовольство властью дополнялось смутным и слабым (вопреки распространённому мнению) противостоянием "коммунисты-демократы" и очень сильным взаимным противостоянием республиканских элит, опиравшихся на местные националистические настроения. Такова общая схема типичного внутреннего политического конфликта в типичной стране. Обыкновенно описанный "салат" щедро заправлен "соусом" интриг спецслужб и различных непубличных объединений влиятельных людей. В целом в норме возникает весьма сложная картина политического процесса, в котором каждый участник может рассчитывать на улучшение своего положения в случае удачного примыкания к стороне, обещающей выгоды. Ожидание таких выгод и является движущей силой политического конфликта.
Белоруссия-2020 - уникальная страна, в которой существует только одна "линия фронта" и нет никаких возможностей для политических игр. В Белоруссии есть противостояние по линии "народ - государство", и всё. Обе стороны конфликта практически монолитны. Обыкновенно в рамках государства есть какой-то раскол; так, во время борьбы партий на Украине в 2004 и 2014 годах каждая из партий опиралась на значительную силу из руководителей местного самоуправления, на парламентские фракции, партии и неформальную поддержку со стороны предпринимателей. В Белоруссии нет раскола внутри государства. Нет противостоящих друг другу политических партий, которые могли бы предъявить мэров городов и членов парламента в качестве своего актива. Белорусское государство монолитно и противостоит народу единым фронтом. Народ не может похвастаться никакими политическими активами "по ту сторону фронта". При этом поддержка власти в народе, судя по всему, околонулевая. У власти тоже нет никакого актива "на той стороне". С властью только её служащие, вовлечённые в процесс самообороны от народа. Но среди них, я думаю, перебежчиков нет.
Подобное положение дел ограничивает энергию конфликта только народным недовольством в чистом виде. "Положительная" составляющая в виде надежд на улучшение личного положения при примыкании к "правильной" стороне отсутствует. В других странах государственный служащий, принадлежащий к какой-то партии, может рассчитывать на укрепление своих карьеры и влияния в случае поражения другой партии. В Белоруссии партийного раскола в государственном механизме нет, следовательно некого отправлять в отставку чтобы отдать его влияние победителю. Народ Белоруссии не может предложить перешедшему на его сторону чиновнику ничего кроме сохранения его нынешнего положения. Но нынешнее положение у чиновника уже есть, и ему проще сохранить его, поддерживая Лукашенко. При этом победа народа чревата массовыми увольнениями государственных служащих, запятнавших себя ревностной службой режиму, в том числе "силовиков". Это оставляет членам "партии Лукашенко" только один разумный выбор - бороться с народом до победного конца. У народа же нет никаких шансов удовольствоваться частичными переменами и частичной заменой власти. Народ может получить либо всё, либо ничего. Причём в случае победы народу придётся проводить тотальную замену государственных служащих - что само по себе представляет огромную техническую сложность.
Ситуация, подобная белорусской, имеет только один известный мне эквивалент. Это иностранная оккупация. Только при оккупации мы можем увидеть конфликт "монолитное мнение народа против монолитного произвола власти". Но Белоруссия не оккупирована иностранцами. Это, в известном смысле, плохо. У иностранных оккупантов есть одно достоинство: им есть, куда уйти. Лукашенковским милиционерам уходить некуда. Они будут сражаться до последнего.
Раскол белорусского общества можно провести по линии глубинных личных склонностей: "люди произвола" против "людей чести". Первая категория сформирована искусственным отбором, начавшимся в 1917 году. Разделение настолько далеко зашло, что стало доступно даже на физиогномическом уровне. Можно посмотреть на лишённые признаков рефлексии, "чугунные" лица лукашенковских руководителей, собранных в одном зале - на каком-нибудь из совещаний - и почувствовать это. Это разделение глубже, чем было в СССР. Последние десятилетия не прошли даром. Компромисс в отношениях государства и народа Белоруссии практически невозможен, поскольку стороны конфликта представляют два различных подвида человека.
Сложившаяся ситуация исключает какое-либо движение. Ни у кого из тех, кто имеет силы что-либо изменить, нет к этому стимула в виде расчёта на улучшение своего положения. Ни у кого из тех, кто имеет желание что-либо изменить, нет для этого сил. Компромиссы невозможны. Надежды белорусского народа можно приравнять к надеждам гребцов, прикованных к вёслам галеры - что их корабль захватят пираты и появится хоть какой-то шанс что-то изменить. Для тех, кто на палубе, гребцы не люди, а двигатель. С двигателем не разговаривают. "Бунт" "двигателя" нуждается в немедленном подавлении, иначе корабль может погибнуть.
Положение дел отличается полным отсутствием "степеней свободы" - никто не может отклониться от принятого курса и сманеврировать. Белоруссия оказалась в самом тупиковом из всех тупиков, которые я когда-либо видел. Даже у "забронзовелового" СССР была возможность трансформации, пусть и за счёт распада. У Белоруссии нет и такого варианта; ей не на что распадаться.