bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

Урок театра

Существует знание, естественно доступное актёрам и режиссёрам, но с определённым трудом усваиваемое людьми нетеатральными. Причём чем лучше образован человек, тем сложнее его путь к пониманию.

Одно и то же высказывание, состоящее из одних и тех же слов и произнесённое в одной и той же обстановке, обращённое к одной и той же аудитории, может быть и правдой, и ложью. Даже такое выражение, как "дважды два четыре". И дело не в том, что "в военное время значение синуса может достигать четырёх" - хотя и в этом тоже. Дело в том, что правда и ложь содержатся не в словах, а в человеке, их произносящем. Сами по себе слова могут быть составлены в любом порядке и означать что угодно.

Русский психологический театр основан на способности не лгать на сцене. Произносить при этом можно хоть "дважды два семь", но лгать нельзя. (Как? А вот так. Никто не говорит, что быть актёром легко). Театр европейский для обхода данной проблемы изобрёл приём "отстранения", авторство которого приписывают коммунисту Бертольду Брехту. Суть приёма состоит в том, что актёр выражает не предмет, а своё отношение к предмету. Отношение же дело личное; правдой оно быть не обязано. У русских так делать нельзя. Русские могут этому научиться, но не очень хотят.

Но какие приёмы не выдумывай, правда это правда, а ложь это ложь. Слова при этом могут быть одни и те же. Если лжец плохо подготовлен, то обычно в его словах возникает путаница, которая людьми логически мыслящими может восприниматься как признак лжи - и часто так и оказывается. Но путаться может и правдивый человек, а искусные лжецы часто выстраивают слова так, что придраться не к чему. Посему логика не всегда помогает при отделении зёрен от плевел. В нашей текстовой цивилизации это большой порок.

Как научиться отличать правду от лжи? Человеческое опознаётся только человеческим. Нужно самому быть правдивым. Тогда Ваша правда будет тянуться к чужой правде, и Вам будет много легче.

О логике также не следует забывать. Но логика лишь вспомогательный инструмент. Она хороша там, где Вы уже почувствовали фальшь и Вам нужно лишь подкрепить догадку аргументами. Также логика может навести на раздумья. Но принимать решение будет та правда, что есть в Вас. Если она есть.

Впрочем, иногда логика справляется и сама. Это бывает, когда лжецы апеллируют к Вашему ощущению правды. "Вы же действительно это чувствуете? - Да, я действительно это чувствую. - Значит, Вы должны поступить, как мы Вам говорим". В этом месте логика помогает сказать: "Эээ..." и улыбнуться, чего может быть вполне достаточно.
Subscribe

  • Метод это смерть мышления

    Естественное стремление отойти от шаблона и увидеть людей за "голыми" схемами может привести к желанию обращать внимание на роль личности в степени…

  • За повсеместную электросварку

    Каких только приспособлений для бегства из закрытых стран люди не выдумывали. Помнится, две немецкие семьи соорудили самолёт, чтобы убежать из ГДР.…

  • Кляп как сложная конструкция

    Положение с ограничениями свободы слова на контролируемом Западом пространстве от "мейнстримных" США до карго-культной Украины можно описать словами…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

  • Метод это смерть мышления

    Естественное стремление отойти от шаблона и увидеть людей за "голыми" схемами может привести к желанию обращать внимание на роль личности в степени…

  • За повсеместную электросварку

    Каких только приспособлений для бегства из закрытых стран люди не выдумывали. Помнится, две немецкие семьи соорудили самолёт, чтобы убежать из ГДР.…

  • Кляп как сложная конструкция

    Положение с ограничениями свободы слова на контролируемом Западом пространстве от "мейнстримных" США до карго-культной Украины можно описать словами…