bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

К филологическому совершенству

Затеянный мною поиск общественно приличной альтернативы слову "мудак" привёл к некоторому прогрессу; пока не к результату, но к направлению поиска его.

Один из комментаторов, спасибо ему, напомнил мне о слове "падший". Это слово, несмотря на явное обозначение греховности, имеет весьма условную отрицательную коннотацию, поскольку предполагает, что человек упал - то есть, оступился, споткнулся. Ибо никто не падает преднамеренно без внешней угрозы. Отсюда происходит известный и вполне логичный призыв милости к падшим - как к споткнувшимся, то есть ограниченно виновным в своём падении.

Таким образом, понятие "падший" с понятием "мудак" не соотносится. Однако, последнее слово, на мой взгляд, хорошо соотносится с представлением о человеке, способствующем падению других. О том, кто ставит другим людям подножки.

Субъект, преднамеренно ведущий дела так, чтобы другие были вынуждены или склонны поступать дурно; гнусно и более жестоко, чем они поступали бы без воздействия со стороны субъекта. Некто, по умыслу способствующий распространению скверного поведения, безумств, насилий и мерзостей.

Здесь нам нужно провести два ограничения.

Первое. Не следует смешивать желание увидеть людей падшими с выражением "Was fällt, das soll man auch noch stossen!" Ницше имел в виду содействие разрушению деградировавших понятий, а не распространение греха. Возможно, Ницше был недостаточно тонок для нас, грубых, но дурного он не желал сказать.

Второе. Мне не хочется переводить дело в направлении мистики - хотя слово "бес" и напрашивается. Кроме того, тут в игру неизбежно вмешивается Достоевский, и мне кажется неверным превращать филологию в литературоведение. Далее, Петя Верховенский едва ли может быть определён, как "мудак", но, скорее, как "подлец". Слово "подлец" я вообще не хотел бы использовать, поскольку этимологически таковое восходит к слову "подлый", то есть "простонародный". Простонародное же как таковое я считать низким никак не могу.

Но Верховенский подсказывает нам важную характеристику мудака - отсутствие у такового осознанного злого умысла. Верховенский творит зло, паскудит людей и понимает, что он делает, и ему это нравится. Посему он и "бес". Мудак же пребывает в уверенности, что делая людей гнуснее, он тем самым оказывает обществу благодеяние.

Так, примитивный мудак из советской школы мог быть уверенным в том, что детям не следует выделяться одеждой и украшениями, чтобы не провоцировать друг в друге зависть. То есть, он по-своему думал об общественном благе. И если кто-то не соответствовал его представлениям, то мудак мог спровоцировать "общественное осуждение" "отступника" другими детьми, то есть травлю. Каковая, по его мнению, была лучше зависти, зато показывала власть общества над личностью. (На самом деле, не показывала). Я привёл крайне безобидный, на фоне иных, пример, как Вы понимаете.

Формально целью мудака является не зло, но общее благо (поэтому среди советско-мыслящих было и остаётся так много мудаков). Но вследствие, видимо, особой формы глупости и нравственной инвалидности мудак считает, что лучший способ достижения общественного блага это превращение общества в банку с пауками. "Я так люблю людей, что хочу заставить их вцепиться друг другу в глотки". Так мыслит мудак. На примере советских хорошо видно, что мудак разрушает общество, пытаясь утвердить его главенство.

В русской литературе эталонное описание мудака представил Лев Толстой - когда говорил о Наполеоне Бонапарте. У Толстого французский император - классический мудак, в опаснейшей версии.

Как Вы изволите видеть, приличное в обществе слово на замену слову "мудак" пока не найдено. Но "копать" следует где-то в описанном направлении - как мне кажется.
Subscribe

  • "Мои грехи - моё богатство"

    Интересно, если считать, что свобода воли существует, и что человек ответственен за каждое своё решение, что бы и кто бы ему не нашёптывал, то не…

  • Об уточнении смыслов

    Долгое время мне очень нравился снятый около пятидесяти лет тому назад мультипликационный фильм "Бегемот и Солнце" - о маленьком бегемотике,…

  • "Десятый ключ"

    Этот вопрос, как говорят, часто задают неофиты христианства. Я не неофит, а всего лишь человек, случайно натыкающийся и говорящий: "Ой, что это?" Но…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 43 comments

  • "Мои грехи - моё богатство"

    Интересно, если считать, что свобода воли существует, и что человек ответственен за каждое своё решение, что бы и кто бы ему не нашёптывал, то не…

  • Об уточнении смыслов

    Долгое время мне очень нравился снятый около пятидесяти лет тому назад мультипликационный фильм "Бегемот и Солнце" - о маленьком бегемотике,…

  • "Десятый ключ"

    Этот вопрос, как говорят, часто задают неофиты христианства. Я не неофит, а всего лишь человек, случайно натыкающийся и говорящий: "Ой, что это?" Но…