bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

Длинная рокировка материализма и идеализма

Комментарии, появившиеся в ЖЖ к моей позапрошлой записи, выявили её недостатки. Неверующим сложно понять предмет в моём изложении. Попробую сопоставить авраамический монотеизм и научное мировоззрение чуть более наглядно.

Вездесущий и всевластный Бог, Творец мира, имеет вполне явные материальные черты. Можно увидеть его спину. С ним можно бороться. Он может придти к нам богочеловеком, есть и пить вместе с нами. Его можно истязать, распять на кресте и даже убить (иудаисты и мусульмане не согласятся с последними деталями картины, но это не должно вызвать отрицания самого принципа материальности Бога). Можно вкушать плоть и кровь Его. Бог - Творец материального мира и сам материален. Более того; в известном смысле только Он и подлинно материален, поскольку является источником всякой материи.

Исходя из сказанного представляется логичным применять термин "материализм" к религиозному мировоззрению.

С законами природы всё иначе. Некоторые явления описываются законами Ома. Мы не можем проследить материальной взаимосвязи между этими законами и конкретными физическими объектами, поэтому понятие управления в материалистическом смысле здесь неприменимо. Тем не менее, очевидная описательная продуктивность законов Ома свидетельствует, что между ними и материальными объектами существует какая-то взаимосвязь. Отследить эту взаимосвязь как сущность мы не можем, поскольку законы Ома как таковые не имеют материального воплощения. Нельзя измерить их массу и температуру. Им нельзя умастить волосы маслом мирры и приготовить их к погребению. То, что наука понимает под законами природы, представляет собою мир идей в чистом виде. Материального воплощения у идей нет, но при этом каким-то непонятным (чудесным?) образом они влияют на материальный мир, определяя его движение и преобразования.

Исходя из сказанного представляется логичным применять термин "идеализм" к научному мировоззрению.

Два идейных течения длительное время приучали нас к обратному соответствию вещей и их названий. Это религиозная метафизика и диалектический материализм.

Первая делала утверждения о существовании так называемых чудес. То есть, о некоей над-материальной деятельности Бога. Честно говоря, я даже не могу себе представить, для чего говорить о чудесах людям, у которых в каждой спальне над кроватью висит Распятие, свидетельствующее о материальной сущности Бога. Зачем выносить Бога "за скобки" материального, если Он это материальное породил?

Если некое событие или явление инспирировано (сотворено) Богом, но при этом выходит за рамки привычных для людей представлений, для чего именовать такие вещи чудесами, то есть чем-то, выходящим за рамки материального? Бог материален, поэтому превратил материальную воду в материальное вино. Да, это необычно. Но необычно для нас, поскольку мы не боги. А по сути это нормальное материальное явление. Весь материальный мир есть такое явление. Понятие чуда просто излишне для религиозного мировоззрения (как я его, в меру своих скромных сил, понимаю).

Следует признать, что религия основательно запутала нас относительно своей сущности. Полагаю, впрочем, что это было сделано непреднамеренно, лишь в силу удивления непривычным. Что касается диалектического материализма, то это направление псевдо-философской мысли вводило нас в заблуждение намеренно - даже там, где само ошибалось.

Я не знаю, пришло ли время для этого. Но принципиальная возможность исправить практику применения двух понятий, "материализм" и "идеализм", существует.
Tags: Философия
Subscribe

  • Материально-информационный дуализм

    Если мы признаём наличие в некотором явлении двух (или большего числа) начал, и при этом мы признаём единство данного явления, то можем ли мы…

  • Рокировка материализма и идеализма

    Концепция Божественного управления миром предполагает наличие невидимых нитей, соединяющих всё сущее с субъектом управления. В пределе это взгляд на…

  • Пересматривая детские впечатления

    В силу исторических и семейных обстоятельств я долгое время хорошо относился к работе людей, разрабатывающих и производящих вакцины и сыворотки.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 46 comments

  • Материально-информационный дуализм

    Если мы признаём наличие в некотором явлении двух (или большего числа) начал, и при этом мы признаём единство данного явления, то можем ли мы…

  • Рокировка материализма и идеализма

    Концепция Божественного управления миром предполагает наличие невидимых нитей, соединяющих всё сущее с субъектом управления. В пределе это взгляд на…

  • Пересматривая детские впечатления

    В силу исторических и семейных обстоятельств я долгое время хорошо относился к работе людей, разрабатывающих и производящих вакцины и сыворотки.…