История никак не подтверждает оправданность опасений в духе: "Придут роботы, шесть миллиардов людей станут не нужны". Spinning Jenny была сконструирована в 1765 году, и с тех пор, вроде бы, к ней добавилось многое иное. Но как-то "ненужных" людей до сих пор бульдозерами в ямы не сгребают. Думаю, что ошибка в оценке ситуации коренится в неверном понимании понятия "нужность". Люди это не придатки к производству, а живые существа. Смысл жизни не в том, чтобы прясть шерсть тоннами, а в самой жизни. Человек не может быть ненужным; это в принципе невозможно. Сама постановка вопроса об этом абсурдна.
Скорее всего, описываемый страх никак не связан с явлением технического прогресса, и представляет собой древнейший страх утраты привязанностей, сопровождающий людей всю их общественную историю. В "чистом" виде на этот страх можно взглянуть у школьников, опасающихся, что друг или подруга найдут себе кого-то иного для времяпрепровождения. Техника как явление в данном случае лишь служит "художественному оформлению" врождённой боязни.
Боязнь утраты общественных связей исчезнет только вместе с их ценностью. "Вылечить" это нельзя. Однако, полагаю, можно упростить себе задачу самоанализа и перестать обвинять роботов в том, что касается только людей. Роботы не могут претендовать на место в общественных конструкциях, как они не могут претендовать на место в человеческой жизни - даже такие, как Т-800. Соответственно, они не могут и вытеснять людей из взаимоотношений между ними.
Жизнь, и человеческая жизнь в частности, не может быть "ненужной". Но существует иная проблема, не связанная ни с людскими привязанностями ни, тем более, с "отрицательным" влиянием развития техники. Речь идёт о вытеснении одних людских групп другими. О конкурентной борьбе, в которой кто-то проигрывает - и исчезает, как тасманийские аборигены. Таковые исчезли не потому, что их заменили паровозами. Нацисты уничтожали евреев и славян не потому, что изобрели "заменяющие" их гаджеты. Сюжет "Они перестали быть нужными" здесь неприменим - как он неприменим и вообще везде.
Но сюжет "Пришли завоеватели и перебили местных" тут применим, и очень даже - как и везде, и всегда. Всегда существует опасность вытеснения одной группы людей другими. И совершенно неважно, будут ли у завоевателей боевые роботы, или они станут просто мотыгами по затылкам тяпать. Не следует путать отношения людей с людьми с отношениями людей и техники. Иначе Вы рискуете не заметить первого, увлекшись вторым. И тогда бульдозер, сгребающий людей в яму, действительно может оказаться в шаговой доступности.
. Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/526319.html.