И уже 26 апреля того же года перестройка началась в одном отдельно взятом Чернобыле.
Было бы странно не предаваться интеллектуальным упражнениям, особенно в эти недели досуга. Можно подумать и о том, что бы сделал я, если бы бог попаданцев тогда заменил бы Горбачёва на меня - знающего всё то, что я знаю сейчас. Ясно, что я тоже начал бы какую-то перестройку, но какую именно?
Вопрос этот весьма непрост. Определённо могу сказать следующее. Всякая созидательная перестройка должна начинаться с изменения принципа отбора элит. Всех элит, и политических, быть может, не в первую очередь. С установления обратной связи между действиями элит и их последствиями для народа и экономики. С провозглашения лозунга "Мы кибернетически неправы". С создания открытых каналов распространения информации - в первую очередь деловой. Всё с одной целью: позволить сформироваться новым, компетентным и ответственным управленцам, как бы они не назывались. При этом на какой-то период можно было бы использовать коммунистическую риторику, называя новые реалии старыми, "хорошо смазанными" словами. А любые противоречия списывать на незнание оппонентами диалектики и марксизма-ленинизма.
Интересно, что примерно как-то так горбачёвы с яковлевыми и гайдары и чубайсами и размышляли. Огромная масса коммунистической элиты, сформированная по принципу отрицательного отбора, рассматривалась всеми как главное препятствие любым положительным переменам. Тогда, во второй половине восьмидесятых, это понимали все, и перестройщики, и народ. И всё бы могло пойти по другому пути, если бы не один нюанс.
Перестройщики хотели избавиться не просто от тупых и косных коммунистов, но от тупых и косных русских, занявших места в элите. А новая, "живая и творческая" элита, по их мнению, непременно должна была быть не русской. В этот момент пути перестройщиков и народа, собственно, и разошлись, и пребывают в таком состоянии по сию пору. Попытка построить "капитализм без народа" привела обратно в СССР.
Принципиальная позиция по этническому составу новой элиты вынудила новую систему потратить много сил на отсечение русских от вхождения в таковую. Эти усилия, самое яркое и наглядное из которых случилось 3 и 4 октября 1993 года, и сформировали положение дел, которое мы знаем по настоящему времени и которое всё ближе к тому, от чего, в своё время, отталкивались перестройщики. Вместо Афганистана у нас Сирия; вместо талонов на сахар - карантин. Вместо Брежнева Путин. И общая задача всё та же: что-то сделать с принципами формирования элит.
.
Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/516418.html.