bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

О пределах роста

О пределах роста говорят давно и много, по разным основаниям - начиная с Мальтуса, или, может быть, даже с кого-то ему предшествовавшего. Мне было бы грешно не выдумать по этой теме свою теорийку, а то и две. Но пока одну.

Под пределом роста будем понимать ситуацию, в которой предприниматели, проявляя весь свой талант и изобретательность, не будут знать, в каком направлении двигаться, рассчитывая на приемлемый экономический результат. Мы не станем рассуждать о "поблажках", позволяющих улучшать экономические результаты предпринимательства при прочих равных, наподобие количественного смягчения. По этой теме всё и так более или менее понятно. Поговорим о самом принципе.

Я утверждаю, что чем больше размер экономики, в частности чем глубже международные связи, глобализация и тому подобное, тем менее вероятно достижение предела роста. То есть, если весь мир объят системой международной торговли и, казалось бы, расширять бизнесы более некуда, то это не тупик, но напротив, "свет в конце туннеля".

Доказательство основано на двух постулатах:

1. С ростом размеров экономики растёт разнообразие производимых и могущих производиться товаров. То есть, рынок в миллион человек даст нам тысячу разновидностей товаров на полках всеобщего гипермаркета, рынок в сто миллионов человек даст десять тысяч разновидностей товаров, рынок в десять миллиардов даст сто тысяч, и так далее. Приведённая прогрессия, возможно, в реальности совершенно иная, но сам принцип она показывает хорошо.

2. Человек - существо ограниченное возможностями своей психики. Он способен интересоваться лишь относительно небольшим списком проблем одновременно. При этом психика человека весьма подвижна; предметы внимания для человека более или менее равноценны. Человек может с равным интересом коллекционировать марки, любовниц и штрафы за превышение скорости. Для человека важно само наличие заинтересованности, а не его объект.

Если мы принимаем два этих постулата, то далее всё просто. Не существует проблемы переключать внимание людей с одной группы предметов приобретения на другую. Два месяца тому назад я был уверен, что в эти самые дни буду находиться в Бергамо (в том самом). Произошли небольшие изменения в информационном пространстве, и расходы на поездки меня более не интересуют, а интересуют средства индивидуальной защиты. И таких, как я, немало. При описанной схеме кто-то из предпринимателей постоянно выбраковывается (в данном конкретном случае - туристическая индустрия), а кто-то внезапно получает шанс на быстрое развитие вследствие роста спроса на их продукцию. Кто-то погибает, кто-то празднует победу. Но система предпринимательства как над-человеческая сущность неизменно процветает.

Вчера толпа хомячков бежала направо, сегодня она бежит налево. На этих волнах можно заниматься сёрфингом вечно. При этом чем больше размер экономики и разнообразие товаров и услуг, которые в принципе могут предлагаться, тем больше волн различной направленности и высоты предоставляют свои услуги "серфингистам".

Ограниченность и, при этом, изменчивость человека это "вечный двигатель" предпринимательской экономики (и, одновременно, кошмар экономики "плановой").

Отметим, что в рамках приведённой логики ограничения роста мальтузианского типа, то есть ресурсные всех видов, при всей своей объективности могут оказываться менее строгими, чем способны казаться - за счёт переориентирования спроса на иные виды ресурсов, более доступные. Некие фундаментальные пределы, конечно, не могут быть преодолены и в этом случае, однако чем больше размер экономики, тем больше пространство для "манёвра спросом". Поэтому проблема роста потребностей в ресурсах при росте экономики, отчасти, "лечит сама себя". Кроме того, рост средних объёмов выпуска изделий одной номенклатуры, каковой, обыкновенно, сопровождает общий рост, снижает не только трудовые, но и ресурсные издержки на единицу продукции, что также помогает смягчить проблему.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/512744.html.
Subscribe

  • Напоминаю, что

    Естественный отбор обезличен и лишён рефлексии, сознания и нравственности. Ему чужды такие категории, как справедливость, добро, зло, общее счастье,…

  • Братство заказывали?

    Получите-с. Генная модификация позволяет обезпечивать дружелюбное (и, соответственно, недружелюбное) поведение направленными биохимическими…

  • Выбор своей Победы

    Существует четыре основных типа отношения к Победе. Все они, при наличии небольшого опыта, легко опознаются. Первый тип - ненависть, отрицание,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 25 comments

  • Напоминаю, что

    Естественный отбор обезличен и лишён рефлексии, сознания и нравственности. Ему чужды такие категории, как справедливость, добро, зло, общее счастье,…

  • Братство заказывали?

    Получите-с. Генная модификация позволяет обезпечивать дружелюбное (и, соответственно, недружелюбное) поведение направленными биохимическими…

  • Выбор своей Победы

    Существует четыре основных типа отношения к Победе. Все они, при наличии небольшого опыта, легко опознаются. Первый тип - ненависть, отрицание,…