bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

К русской нации

При весёлых князьях-Рюриковичах, в домонгольский период, государство как институт развивалось на русских землях с теми же целями и в той же логике, что и в Европе и, наверное, во многих иных областях мира. Государство было прямым средством обеспечения благополучия князя и его дружины, а также поддержания их военной силы. Если при этом государством решались какие-то задачи, на первый взгляд выходящие за означенные рамки, то и их можно рассматривать в том же контексте. Так, судебное право функционально являлось внутренней должностной инструкцией аппарата княжеской власти, а не кодификацией естественно складывавшихся отношений - хотя в конкретных правовых положениях и могли учитываться обычаи, не шедшие вразрез с интересами нобилитета. В те времена для русских было всё равно, как зовут их князя: Ярослав, Святослав, Изяслав, Судислав или, допустим, Вильгельм-завоеватель. Смысл государства во всех случаях оставался весьма далёким от потребностей народа.

Во время становления Московского княжества в отношениях русских и государства произошла революция, по всей видимости, предвосхитившая возникновение национальных государств в Европе и Америке в конце XVIII-XIX-XX веках. В рамках вассальной зависимости от Орды выдающимися скоординированными усилиями русские построили себе государство-убежище, имевшее целью физическое сохранение, выживание русского народа. Будучи до-капиталистическим и до-промышленным, данное государство решало многие задачи методами древними, в частности религиозными и псевдо-феодальными. Так, национальная самоидентификация русских, развивавшаяся в противовес самоидентификации в рамках отдельных феодальных образований, то есть единство, противостоявшее раздробленности, выработало формулу принадлежности русских царю - формально лишь первому из феодалов. Тогда, как смыслом данной самоидентификации было, несомненно, обозначение принадлежности к государству-убежищу всех русских. Национальная по сути идея в отсутствие более подходящих мыслительных конструкций обращалась к формам, ей явно концептуально противопоказанным, однако хоть как-то работавшим "на безрыбье".

Нет сомнений в том, что если бы русские не сумели создать более или менее единое национальное государство вокруг Москвы или иного центра, то они исчезли бы, не будучи способными противостоять внешним угрозам совокупной силой. Русских растаскали бы по рабским рынкам крымцы, запороли бы как холопов ляхи, низвели бы до положения эстов и латов остзейские немцы. К XVII веку католическая Восточная Европа непосредственно граничила бы с осколками Орды, населёнными разнообразными мусульманами со следовыми остатками русских и финно-угров.

Русские сумели создать национальное государство, не имея подходящего для этой работы меметического аппарата. Наши предки делали вещи, которые они не умели правильно назвать. По каким-то причинам в те времена русская интеллигенция не смогла сформулировать отличия национальной идеи от примитивной абсолютизации феодальной государственной практики. Возможно, так случилось вследствие отсутствия обмена идеями с отсталыми тогда от России Европой и Востоком, а также из-за извращавшего всякую созидательную мысль воздействия религии. По крайней мере, когда национальное строительство началось в Европе и Америке, оно происходило, во-первых, примерно в одно время во многих странах, что позволяло интеллигенциям различных наций обмениваться идеями и оценивать себя со стороны, рассматривая чужой опыт, а во-вторых сопровождалось резким ростом анти-религиозных настроений, дошедших до провозглашения "смерти Бога". Русские, начавшие свой национальный путь столетиями ранее, были окружены со всех сторон архаичным "вассальным" сознанием и мракобесием и, увы, сами погружены в них. Поэтому создать национальное государство русские смогли, а понять, что они создали, увы, нет.

Но создать национальное государство русские сумели, и именно за него в начале XVII века сражались с польским вариантом Вильгельма-завоевателя - за страну русских, предназначенную для русских.

К сожалению, отсутствие национального сознания при интуитивно найденной национальной практике привело к постепенному разложению русского национального государства. Начало тому дал, по-видимому, великий Государь Иоанн IV, защитивший русскую нацию от угроз со стороны осколков Орды, но, увы, положивший начало практике дискриминации русских в пользу пришлых - в данном случае татарских мурз. Позднее эта практика обеспечения лояльности меньшинств была продолжена с немецкими колонистами, с украинцами, а позднее и в рамках всей советской "многонационалии". Продолжается эта практика и сейчас.

В результате в наше время русские находятся в состоянии, которое приблизительно соответствует положению дел, каким оно было бы без русского единства, без победы князей Михаила Воротынского и Дмитрия Хворостинина при Молодях, без Большой засечной черты и поместного ополчения. Тело русского народа раздирается на части иноплеменниками; ислам наступает, от Казани, Северного Кавказа и Средней Азии захлестнув уже и Москву. При этом самосознание многих русских, увы, находится во всём том же плену феодально-религиозных представлений о мире и обществе. Русские возвращаются мыслями к своему бывшему когда-то, защищавшему их когда-то национальному государству, и в его политической и общественной жизни видят лишь стандарты седой старины, совершенно не соответствующие технологии построения нации, какой она была выработана за последние 250 лет усилиями европейской цивилизации. Этот недостаток русского мышления активно используется врагами русских для их демонизации.

Наше прошлое было великим и прекрасным благодаря деяниям наших предков. Но, как это ни странно, не благодаря тому, как наши предки сами описывали и обосновывали свои деяния. "Царецентричное" и православное мышление многих русских это памятник соответствующей эпохи, но никак не билет в будущее. Русским необходимо принять цели, ради которых они стояли когда-то на реке Угре, и описать их современным понятийным аппаратом, избегая противной национальному строительству архаики. Более того - учитывая путь, который прошли национальные государства со времени своего возникновения, русским необходимо идти впереди прогресса в данной области. Иначе нас всё время будут бить за наше архаичное, отказывая нам при этом в нашем национальном.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/507161.html.
Subscribe

  • Мужское и женское в политике

    Противостояние РФ и бывшей УССР обсуждалось долго и упорно и это обсуждение уже поднадоело - да и само противостояние, похоже, тоже утратило свежесть…

  • Отпечаток человека

    Я вспомнил, чем текст (в любой форме, картина в том числе), созданный человеком, отличается от текста, созданного искином. Раньше я это знал, но…

  • Clausewitz-Krise

    Наблюдая всё вот это вот, не только то, что поблизости, но и дальние события, я пришёл к выводу, согласно которому в настоящее время мы являемся…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 47 comments

  • Мужское и женское в политике

    Противостояние РФ и бывшей УССР обсуждалось долго и упорно и это обсуждение уже поднадоело - да и само противостояние, похоже, тоже утратило свежесть…

  • Отпечаток человека

    Я вспомнил, чем текст (в любой форме, картина в том числе), созданный человеком, отличается от текста, созданного искином. Раньше я это знал, но…

  • Clausewitz-Krise

    Наблюдая всё вот это вот, не только то, что поблизости, но и дальние события, я пришёл к выводу, согласно которому в настоящее время мы являемся…