Национальный вопрос тоже рассматривается европейским мышлением как потребность в эмансипации. Ответом европейского мышления на данную потребность является идея нации. Национализм есть способ эмансипации этносов. Наглядно это можно посмотреть на примере Украины; на повестке дня там эмансипация украинцев с предоставлением им "прав европейца".
Не вызывает сомнения, что само существование данной проблемы есть тяжёлый и дезорганизующий мышление пережиток средневекового феодализма - возможно, с какими-то корнями в античности с её правами граждан полисов. Но основная вина лежит, несомненно, на феодализме. Этот строй переплавил природную руду античных прав и выковал из неё булат аристократического сознания, броня и меч коего по сию пору властвуют над умами европейски мыслящих людей - включая сюда борцов с аристократией.
Весь "левый" дискурс полностью выстроен в той же парадигме. Как мы знаем, он начинался с вопроса эмансипации пролетариата. Позднее он перешёл к теме эмансипации иных меньшинств. Многие наблюдатели считают, что здесь в "левом" дискурсе произошла концептуальная перемена, забывая о том, что во времена Маркса пролетариат был абсолютным меньшинством. Тогда вопрос эмансипации пролетариата принципиально ничем не отличался от вопроса эмансипации любого иного меньшинства. "Левые" наскучили пролетариатом в то время, когда вследствие развития промышленности и массовой индустриализации пролетариат начал становиться большинством. А в любом большинстве "левые", как истинные европейцы, всегда разочарованы.
Аристократическое сознание, лежащее в основе европейской политической культуры, по своей сути антидемократично и способно иметь дело лишь с отношениями типа "сеньор - вассал". Для европейца не существует "прав вообще" (вопреки известным декларациям), для него есть лишь чьи-то персональные права, которые суть привилегии, данные сеньором. Все группы, вопрос о правах которых может быть поставлен в рамках европейского мышления - этносы, нации, любые меньшинства - есть сословия, со всеми вытекающими последствиями.
Европейская культура знает только один случай эмансипации сословия, которое на момент эмансипации составляло большинство. Это отмена крепостного права. Это действие осуществлялось, по-видимому, исходя из экономических соображений, так же, как и закрепощение. Вопрос о необходимости крепостного права есть вопрос о соотношении числа крестьян и наличных обрабатываемых площадей. Когда численность крестьян за счёт естественного прироста меняет соотношение с переходом через некий порог, держать крестьян в крепостной зависимости и быть обязанным кормить их становится невыгодно. Оказывается выгоднее оставить часть людей в виде арендаторов, а лишних крестьян просто прогнать. Экономика рекомендует отказаться от феодализма как от формы хозяйствования - но не как от формы мышления.
Я думаю, что весь "левый" дискурс есть попытка европейского сознания вернуться в комфортные для него времена - времена крепостничества.
С технической точки зрения вопрос эмансипации всех и вся решается просто - раздачей всем оружия. Но в таком мире для аристократического мышления не останется места.
Европейское политическое мышление всегда ведёт в ад. Это не новая мысль; её в той или иной форме высказывают представители всех европейских политических направлений. Только они, руководствуясь своим традиционным подходом, указывают, что в ад неизбежно ведёт концепция их политических противников - которые хотят эмансипировать кого-то "не того, кого нужно". Либералы, нацисты и коммунисты будут указывать на две другие группы как на источник ада - и с полным на то основанием. Правы в этом случае все. Сама по себе идея эмансипации ведёт к неизбежным и жестоким последствиям, поскольку обращается к меньшинству.
Европейская политическая мысль всегда построена на идее "дать кому-то льготу", то есть кого-то другого ограбить. Это её неустранимый родовой дефект.
.
Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/503615.html.