Вот оно:
Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.
Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.
Хорошо - что никого,
Хорошо - что ничего,
Так черно и так мертво,
Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.
Автор стихов русский поэт Георгий Иванов. Эти строки он написал в 1930 году, в эмиграции.
В этом тексте оговариваются три ключевых понятия:
1. Бог.
2. Царь.
3. Россия.
Эти три явления можно выстроить в иерархию. Стандартная мифология предполагает, что иерархический порядок при этом будет совпадать с порядком их перечисления. Я постараюсь показать, что на деле порядок является обратным - сначала в нём идёт Россия, потом Царь, и третьим Бог.
При первом же взгляде на вышеприведённое стихотворное произведение очевидно, что оно написано человеком, потерпевшим поражение и принявшим таковое. Действительно, с 1917 года России не существует; это объективный факт. Иванов признаёт этот факт и выстраивает свои отношения с ним. О сём и стихи.
Поражение состоит в том, что большевики убили Россию. Но ведь остались ещё Царь и Бог; разве нет? Если эти две категории первичны по отношению к категории "Россия", то поражение является частичным и временным. А Иванов пишет так, словно всё погибло и восстановлению не подлежит.
Да, Царя большевики убили. И Цесаревича убили, и много царских родственников убили. Но представим себе, что мы не русские, а французы. Короля убили; и что? "Ле руа э мор; вив ле руа!" Не один, так другой. Не из Парижа, так из Наварры. Откуда-то да возьмётся; свято место пусто не бывает. При французском подходе к делу остаться без Царя невозможно. А что мешает нам последовать примеру французов?
Но если убит не король, а Франция, то кричать про "руа" бесполезно - даже, если сам руа жив и кушает персик.
Убийство России убило и Царя. Смерть конкретного человека лишь символически (и, для кого-то, подозреваю, мистически) завершила похороны.
Теперь о Боге. Здесь у нас есть два варианта. Первый: убийство России и Царя убило и Бога. Второй: Бог первичен по отношению к Царю и России, и с ним ничего не сделалось.
Если мы выбираем второй вариант, то для нас нет особой проблемы в гибели России - ведь сохранилось нечто куда более важное, а смерть России может быть даже соответствует замыслу Его. То есть, смерть есть, а поражения нет. Россия исчезла, но остались созданные Богом рассветы и звёзды, остались Вечность и созерцание Божественной мудрости и славы. И тогда - милости прошу во вторую строфу стихотворения. С вами ваши миллионы лет и мириады звёзд. А Россия - всего лишь преходящее земное событие; что о ней горевать?
Любопытным образом в стихотворении Иванова есть всё, все варианты. И если второй вариант Вас не устраивает - кажется слишком мрачным, например - это означает, что без России Бог Вам не нужен. И тогда придётся признать, что в иерархии ценностей первична Россия; Царь важен постольку, поскольку он нужен России, а Бог - постольку, поскольку он нужен Царю. Как оно и есть на самом деле, и как это описал Георгий Иванов.
Я нахожусь в одинаковом положении с Ивановым. У нас обоих большевики отобрали всё. Он жил в эмиграции, а я живу в оккупации; вот и вся разница. У Вас, если Вы русский, они тоже отобрали всё. Если вы советский, то и к вам это относится, просто вы этого не понимаете.
Если нет России, Царь и Бог бесполезны. А если лично для Вас Бог есть основа всего, то что Вам Россия? Радуйтесь жёлтым рассветам и холодным звёздам, и прочим Божьим творениям. Россия для Вас лишь суета. "Земное царство пришло и ушло, и много их придёт и уйдёт, а Царство Небесное пребудет вовеки".
Хорошее стихотворение. Я люблю такие.
.
Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/496058.html.