- Товарищ Бантапуту, мы с товарищем Сталиным посовещались и решили, что необходимо поручить вам решение проблемы теодицеи - в марксистском ключе. Займитесь этим. Не спешите, работайте спокойно. Но и не тяните с результатом. Можете идти".
Времени у меня, я так понимаю, доехать до работы, вызвать стенографистку, надиктовать ей текст, отдать в расшифровку и распечатку и ехать обратно. То есть, думать я могу, покуда еду в машине. Здесь условие задачи совпадает с реальностью.
Для затравки возьмём что-то готовое. Вот эти четыре тезиса:
1. Бог существует.
2. Бог всеблаг.
3. Бог всемогущ.
4. Зло существует.
Оставаясь в рамках логики, нужно исключить как минимум один из тезисов. Бог - начальство; его мы редактировать не будем. Поэтому признаём неверным четвёртый тезис. Утверждаем, что зла не существует.
- Но как же так? - спросят меня. Ведь зло существует. Вот слезинка ребёнка, извольте взглянуть.
Отвечаю, что зло и добро - понятия персонифицированные. Добро и зло существуют не вообще, а для кого-то конкретно. Скажем, волк поймал зайца и съел. Для волка это добро, для зайца зло. Или: мальчик бросил камень и ушиб собаке ногу. Для мальчика это добро (он развлёкся), для собаки это зло. Владельцем собаки оказался генерал. Он затравил мальчика собаками на глазах у матери. Для мальчика и матери это зло, для генерала и для собак добро (развлеклись). То есть, зло персонифицировано; всегда имеет имя, фамилию и отчество. (Последняя мысль Сталину должна понравиться, она похожа на скрытую цитату из него самого).
- Но, значит, персонифицированное зло всё же существует? Как это согласуется с первыми тремя тезисами?
Отвечаю, что добро и зло являются следствиями конфликта. Где есть конфликт, там есть добро и зло. (Эта мысль, думаю, понятна). В таком случае логичный вопрос: почему Бог сотворил мир конфликтным?
Ответ на этот вопрос может быть только одним: потому, что сам Бог конфликтен внутри себя.
- Но как это может быть? Бог же един. (Этого тезиса у нас исходно не было, но я с ним соглашаюсь). Какой может быть конфликт внутри единого?
Отвечаю, что Бог един, но не целен.
- Это как? Что это за игра словами - "един, но не целен"?
Отвечаю, что по аналогии с пчелиным роем. Пчелиный рой, несомненно, един - имеет общую волю, действует согласованно ради единой цели. Единство роя как субъекта несомненно. Но несомненна и его не-цельность. Рой может быть понят, как совокупность пчёл. Таков и Бог. Он един с точки зрения общей воли, но не целен, поскольку может быть понимаем, как совокупность божественных сущностей.
- Что это за ересь?
Отвечаю, что это не ересь. Вы с догматом о Святой Троице знакомы? "Един в трёх лицах". Вы же не скажете, что этот догмат еретический. А он как раз и описывает ситуацию "един, но не целен".
- И что, части Троицы конфликтуют друг с другом?
Отвечаю, что сие мне неведомо. Но помимо Троицы как таковой есть и иные божественные сущности. Существует небесная иерархия, представленная множеством существ, происходящих от Бога и выполняющих волю Его. Здесь отсылаю читателя к св. Дионисию Ареопагиту. У него всё написано.
- И что, ангелы конфликтуют друг с другом?
Отвечаю, что несомненно. Допустим, у волка и у зайца есть ангелы-хранители. Бессмертных душ у животных, положим, нет, но жизни-то есть. Жизнь - дар Бога и достойна "ведения" и охраны. Значит и ангелы-хранители какого-то мелкого чина волку и зайцу полагаются. И каждой травинке. (Если у св. Дионисия они не упомянуты, то, очевидно, потому, что он не уделял большого внимания сущностям, не имеющим бессмертных душ - он называл их "бессловесными"). Волку хочется кушать. Вот вам и конфликт между ангелами. Как они его между собой решают, не наше с вами дело. Может быть, в кости играют. Но факт, что в итоге либо волк сыт, либо заяц цел. Победил либо один ангел, либо другой. Другой уволен и поставлен в лист ожидания вакансий.
- Ничего себе. Это что же у вас получается: Небесное воинство - банда драчунов или игроков?
Не так, чтобы драчунов, но время от времени вступающих во взаимные конфликты. Это неизбежно постольку, поскольку жизни даны множеству существ. Но при этом ангелы сохраняют единство - как пчёлы улья. По аналогии, Святая Троица выступает в роли, схожей с ролью пчелиной матки. Это центр всей системы, но каждый ангел имеет некоторую самостоятельность. Каждый отвечает за свою часть работы, за порученную ему жизнь. В ходе конфликтов и рождается то, что мы воспринимаем как добро и зло, в зависимости от нашей удачливости в данный конкретный момент.
- А нельзя ли сделать так, чтобы конфликтов между жизнями не было?
Отвечаю, что до тех пор, пока жизни разные, принадлежат разным существам, нельзя. Если оставить жизнь лишь кому-то одному, то можно. Вы этого хотите? И кого выберете? Себя? Тогда ваш выбор - источник конфликта со всем живым на свете. Вы попытались сделать, как лучше, а сделали лишь, как хуже. Пусть уж будет, как есть.
Итак, зла как абсолюта не существует. Зло это персонифицированная сторона добра - тоже персонифицированного, другой стороны зла. Источник разделения на добро и зло - конфликт между интересами различных живых существ. Причина конфликта в том, что жизнь представлена множеством субъектов а не одним. "Нельзя ли сделать иначе?" Вы хотите отобрать жизни у всех живущих? Нет? Тогда вы соглашаетесь с имеющимся порядком. Если вы с ним согласны, считаем, что вопрос теодицеи решён. Если вы с имеющимся порядком не согласны, то источник конфликта - вы, а не Бог.
Профит.
В принципе, всё не так уж и плохо. Вроде бы, всё несложно, и соблюдена видимость логики; как раз для Сталина. Скверно, что пришлось ввести новые сущности - ангелов-хранителей всех живых существ. Но это небольшая цена за выполнение распоряжения товарища Сталина. Кроме того, такие ангелы-хранители, наподобие диснеевских фей, легко представимы и едва ли вызовут отторжение у аудитории. Правда, мультфильм "Питер Пэн", впервые выведший к массовому сознанию идею такой феи, вышел в 1953 году, когда Сталин уже помрэ. Но фея Динь возникла уже в пьесе 1904 года, по которой мультфильм и снят. Так что, можно сказать, я ничего не придумал - все необходимые сущности уже имелись в наличии.
Окей. Отправляю стенограмму на расшифровку. Править стиль не буду; сойдёт и диалоговая форма. Она классична и легко усвояема. Пока машбюро работает, схожу в туалет и в столовую. Получив листы с распечаткой, спешу в машину - и ехать к Сталину, ждать у Поскрёбышева в приёмной.
Уже в машине соображаю, что не включил в текст подходящие цитаты из классиков марксизма-ленинизма или из их предтеч. Епонский городовой... Времени перелистывать Гегеля уже не было. Ладно; как-нибудь выкручусь.
Или не выкручусь.
.
Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/488741.html.