bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

Поколенческое

Часто говорят, что в семьях, в которых старшее поколение было принуждено тяжко трудиться, чтобы выбиться из нищеты и дикости, поколение младшее оказывается ленивым и не интересующимся трудом и жизненной борьбой, предпочитая проводить жизнь в праздности.

.
Наверное, нередко так и бывает. Однако, возводить данную вероятность в правило мне кажется неверным. Если человек беден и обитает в примитивной среде, скудной возможностями, то можно сказать, что его положение вынуждает его к труду. Однако нельзя не замечать того, что многие люди в таких условиях отказываются вынуждаться к чему-либо. Многое зависит от уровня амбициозности человека. Бедняки, лишённые стремления к самоутверждению, часто находят себя в пьянстве. Те, кому подобная судьба омерзительна, но кто, тем не менее, не склонен стремиться к воображаемым высотам, могут избежать гибели от пороков вследствие собственной брезгливости, и жить по принципу "день прошёл, и слава богу", трудясь лишь по необходимости и во избежание страданий, но не ради изменения своего положения. Есть и амбициозные бедняки, которые, однако, направляют свои страсти вне общества, на цели, достижение которых не приводит к их социальному росту. Это могут быть рыбалка или шахматы, или компьютерные игры, или иное увлечение, дающее человеку ощущение самоутверждения, но никак не "продвигающее" его "вверх" даже при значительных успехах - за какими-то, быть может, редкими исключениями.

Но главное то, что у бедности есть серьёзный недостаток. Это сама бедность. Скудость возможностей и необходимость больших усилий для достижения малых целей способны поглотить энтузиазм многих и многих амбициозных личностей, привить им апатию и чувство вынужденной беспомощности. Мы можем говорить о том, сколь много великих и праведных людей дал миру труд, к которому побуждает бедность. Но мы обязаны упомянуть и о том бесчисленном множестве талантов и бесконечном объёме человеческих усилий, которые были поглощены этой вязкой трясиной, обесценивающей великие усилия и крадущей несметные возможности, заложенные в натуре одарённого человека. Мы можем найти множество примеров лиц, добившихся успеха благодаря привычкам и убеждениям, изощрениям ума и педантизму, выработанным, чтобы противостоять скудости доступных им средств. Но едва ли когда-либо поддастся подсчёту, сколь многое мы потеряли и теряем вновь и вновь, позволяя стеснённости и слабости наших средств принуждать нас расходовать силы на то, что в иных условиях достигалось бы ничтожными движениями. Никто не сочтёт людей, чьих сил не хватило, чтобы пройти заснеженный перевал нищеты и примитивности окружения и живыми и радостными спуститься в долины благоденствия и продуктивного творчества. Бедность приглашает к упорному труду, но оставляет лишь немного вакансий для победителей в суровой борьбе.

Лица, рождённые в достатке и сложной, многообразной среде - особенно в крупных, богатых городах, полных возможностей и вариантов потребностей, которые можно удовлетворять и тем самым завоёвывать людское признание - при определённом взгляде могут показаться изнеженными баловнями судьбы, не способными на великие усилия ради достижения своих целей, ибо среда не побуждает их к подобному. Однако, лишь немногим более внимательный взгляд способен распознать множество преимуществ богатства и разнообразия, которые почти неизбежно сопутствуют друг другу, по сравнению со скудостью во всех отношениях. Амбициозная от природы личность, оказавшаяся среди людей, добившихся успеха, имеет перед собой примеры для подражания, необходимые для поддержки в трудные минуты сомнений, что особенно важно в молодом возрасте, но небесполезно и для людей зрелых. Как подмечено, можно забраться гораздо выше, встав на плечи титанов. Множественность средств и потребностей, сосредоточенных у человека и вокруг человека, позволяет личности реализовывать себя, не слишком изменяя её собственным природным наклонностям, что приводит и к более высокой продуктивности приложенных усилий, ибо используются по преимуществу сильные стороны субъекта, и к более лёгкому развитию склонности к проявлению усилий, то есть энтузиазма - поскольку то или иное действие не противоречит внутренней конституции творящего его. Труд, соответствующий природной предрасположенности, более желаем и оттого чаще совершается. И, наконец, богатство и разнообразие подобны мастерской, наполненной инструментами, предназначенными для самых редкостных и утончённых работ, тогда как скудость, обыкновенно, предоставляет человеку лишь нечто вроде молотка, пригодного к любому делу, лишь если каждую проблему считать гвоздём. От скудости страдает сам бедняк, но ещё больший ущерб она наносит судьбам и развитию его связей с другими людьми. Богатство полезно человеку, но ещё более оно полезно обществу. Бедность же, напротив, нетерпима для общества. Если личные качества человека нуждающегося нередко позволяют ему самому не испытывать унижения и чувства скованности, предаваясь духовной жизни, философствованию либо, на худой конец, пьянству, то обществу бедность его членов наносит неоценимый и неисправимый ущерб. Бедность это роскошь, которую общество не может себе позволить. Бедность как явление непристойно и недопустимо расточительна.

Идея ограничивать возможности людей, чтобы вынудить их упорно трудиться, кажется мне глубоко порочной. Безусловно, следует стремиться к богатству, в том числе к богатству своих детей и внуков. Те из них, кто в богатстве предадутся безделью, видимо, от природы не слишком склонны к самоутверждению. В бедности они погибнут ещё быстрее. Тем же из потомков, кто обладает хотя бы зачатками воли к власти, придётся гораздо легче, если им не придётся преодолевать сопротивление липкой и сдерживающей любые порывы нищеты. Вероятность оставить раскрывшее свои таланты потомство у богатых людей намного больше, чем у бедных. Эта мысль кажется самоочевидной, и тем более странно, что она опровергается сторонниками взгляда на богатство как на вредную помеху в труде и самоутверждении.

Общество, проповедующее бедность своих членов и скудость выбора жизненного пути, убивает само себя. Такое общество бессердечно, безумно и бесперспективно. Стремление делать людей бедными это безусловный порок, граничащий с преступлением. Не будет оправдания тому, кто закуёт детей в тяжкие кандалы, разглагольствуя о "тренировке их плоти и воспитании их духа". Нет оправдания и тому, кто распространяет бедность и препятствует обогащению народа. Такие люди - безусловные враги рода людского, человеконенавистники, вред от деятельности которых огромен и в своём поколении неизлечим.
. Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/487887.html.
Subscribe

  • В защиту Апостола Фомы

    Из советской культурки у меня осталось ощущение, что над Апостолом Фомой принято подхихикивать; "Не поверил", дескать. Возможно, подобное отношение…

  • К механике отрицательного отбора элит

    Из воспоминаний инженера-железнодорожника: "В общем, работая три года в управлении ДВЖД, я пришёл к выводу: руководство железными дорогами…

  • Из соляристики

    Из всех известных мне популярных общественных идей самая наивная, нелепая, безполезная и, быть может, вредная выражена высказыванием из кинофильма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 18 comments

  • В защиту Апостола Фомы

    Из советской культурки у меня осталось ощущение, что над Апостолом Фомой принято подхихикивать; "Не поверил", дескать. Возможно, подобное отношение…

  • К механике отрицательного отбора элит

    Из воспоминаний инженера-железнодорожника: "В общем, работая три года в управлении ДВЖД, я пришёл к выводу: руководство железными дорогами…

  • Из соляристики

    Из всех известных мне популярных общественных идей самая наивная, нелепая, безполезная и, быть может, вредная выражена высказыванием из кинофильма…