bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

О движении и неподвижности идей

Существует предположение, что во́мбаты общаются друг с другом, помимо прочего, при помощи своих фекалий. Количество и форма катышков, имеющих гранёную форму, содержат сведения о существе, отложившем их.

В во́мбатах я ничего не понимаю, а о людях скажу. Надеюсь, никто не осудит меня, если я ограничусь трактовкой человека как существа, создающего информацию, предназначенную для прочтения другими людьми - и, может быть, кем-то ещё, внеплановым. Всё, сказанное ниже, справедливо лишь в рамках означенного взгляда на человека.

Создаваемая нами информация это путь, по которому могут проследовать мысли другого. При этом мысль нематериальна; мы не можем прорубать ею проходы в скалах. Но что-то должно служить ограничителями создаваемым нами путям для чужих мыслей; иначе определённой дороги не возникнет, и ведомый нами путник заплутает в неведомом. Значит, нам следует создавать "скалы" самим. Информация состоит из предлагаемого нами пути и из "заборов" по краям его.

Подбор материала для "заборов" отличается широтой и либерализмом; мы многое можем позволить себе в этом отношении, лишь бы общая задача - вести путника - выполнялась. Где-то можно ограничиться бечёвкой, растянутой меж намёков, а где-то придётся воздвигнуть непреодолимые для фантазии собеседника горы. Обыкновенно высота "заборов" обратно пропорциональна качеству собеседников. "Заборы" могут жить своей жизнью; и покрываться плющом, и выветриваться, и разукрашиваться наскальной живописью. Однако существует одно общее требование к "заборам" мысли: они должны быть более или менее неподвижны. Иначе они теряют своё предназначение.

Идея неподвижности противоречит самой сути мира идей, постоянно изменчивого, живого и творческого, полного отражений и преобразований. Чтобы создать свой путь, нам приходится приносить в мир идей то, чего в нём нет: смерть. Неподвижно то, что мёртво. Чтобы рассказать о неких мыслях, нам придётся убить некие иные мысли. В этом суть идейного "заборостроения". Мы говорим о себе, убивая слова других.

Потребность в умерщвлении для созидания есть единственное разрешение "термодинамической" задачи мышления. Создавая идеи, мы создаём порядок. Но откуда мы берём энергию для поддержания его? Убивая другие идеи и строя из них стены и скалы, органичивающие лабиринты наших мысленных опытов.

Возможность вести других, пользуясь свободой мышления, реализуема лишь при помощи запретов мыслить определёнными способами.

Когда будете идти светлым путём, проторённым чужим гением, не забывайте смотреть по сторонам. Там кладбища человеческих мыслей, быть может не менее гениальных.

В этом взгляде ваша свобода.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/482953.html.
Subscribe

  • Ленинским курсом

    С Американщины пишут о прогрессе в преподавании математики, цитирую: "к проявлениям белого супрематизма составители курса отнесли…

  • Ты смотри, какие кренделя...

    Профессиональный путинский пропагандист, солидный приверженец "классического" советского стиля ("Ядерная доктрина СССР - гарантия мира на планете")…

  • Неоконченная история одного человека

    Жил на свете один человек. В определённый период своей жизни он был довольно удачлив - ему повезло более, чем многим, хотя далось ему это "везение"…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 10 comments

  • Ленинским курсом

    С Американщины пишут о прогрессе в преподавании математики, цитирую: "к проявлениям белого супрематизма составители курса отнесли…

  • Ты смотри, какие кренделя...

    Профессиональный путинский пропагандист, солидный приверженец "классического" советского стиля ("Ядерная доктрина СССР - гарантия мира на планете")…

  • Неоконченная история одного человека

    Жил на свете один человек. В определённый период своей жизни он был довольно удачлив - ему повезло более, чем многим, хотя далось ему это "везение"…