bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

"Суровое кружево"

"Суровое кружево" это кружево из суровой льняной нити. Использовалось в отделке простонародного женского костюма, обычно из ткани домашней выделки. Кружево отбеливалось и выглядело весьма симпатично. Найти подходящую фотографию в интернете сложно; в Яндексе так вообще попадается одна реклама. Но в книгах соответствующие изображения можно встретить.

Меня заинтересовала не столько костюмная, сколько лингвистическая сторона данного понятия. Так - "Суровое кружево" - мог бы называться роман писателя-"деревенщика".

Навеяно.

Уж где ссылка, там и цитата:

"По наблюдению польской ссыльной Э. Фелиньской, в середине XIX в. "даже на наибеднейшей батрачке можно было найти белое тонкое бельё (рубаху? - Е. Ф.), иного никто не носит", и далее: "...только убор на головах женщин отличал чиновничьих жён от неблагородных: первые носили маленькие чепцы, а другие шёлковый разноцветный платок, плотно облегающий голову и придающий ей форму дыни" [Felinska, 1852, s. 35]. "Вы не увидите нигде оборванного и грязно одетого человека, - писал неизвестный путешественник в 1881 г., - на крестьянах и крестьянках чистое, холщёвое, самодельное платье, белое, или же окрашенное в общеупотребительный здесь синий цвет" [С Барнаульского тракта..., 1881]. Действительно, многие сибиряки обладали достаточно обширным гардеробом, за что более поздние переселенцы конца XIX - XX вв. нередко называли их "сундучниками". Это впечатление подтверждается также публикациями очевидцев - исследователей и путешественников конца XIX - начала XX вв. Ф. Н. Белявский в 1907 г. писал по поводу русского старожильческого населения Западной Сибири: "Одевается сибиряк с претензией на франтовство; лаптей он не знает. Мужчины щеголяют в пиджаках, а женщины - в ситцевых и шерстяных платьях. Кокошников не носят..." [Белявский, 1907, с. 238]. К концу XIX - началу XX вв. всё большую популярность начали получать ткани российского производства, а успешно развивавшийся шерстобитно-пимокатный промысел всё интенсивнее вытеснял домашнее производство валенок. ввозили сюда и мануфактурные товары, предметы одежды и обуви, которые закупались на Ирбитской, Нижегородской и Крестовской ярмарках [Швецов, 1898, с. 12]. всё это не могло не способствовать появлению в одежде местных жителей, прежде всего молодёжи, модных городских элементов. Особенно нарядно девушки и молодые женщины наряжались к Пасхе - в шёлковую или кашемировую одежду, при этом информанты подчёркивали, что речь шла не столько о видах одежды, сколько о дорогом покупном материале."

Конец цитаты. Страницы 14, 15 оригинала.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/473192.html.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 4 comments