bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

Для чего ещё нужна нация?

Нация нужна много для чего. Одной из таких необходимостей является развитие интеллекта. Нация нужна для того, чтобы умнеть и лучше понимать мир.

Полагаю, никто не станет спорить со мной, если я скажу, что приверженность к чужим мнениям интеллект не развивает (хотя и даёт определённый инструментарий для этого). Развитие интеллекта начинается с появления собственного мнения - точнее, с потребности в собственном мнении. Потребность в собственном мнении, по определению, означает наличие у человека своего "я". Интеллект индивидуума начинает развиваться там, где появляется личная субъектность.

Из выделенного высказывания можно сделать ряд несложных выводов о противостоянии личности и тоталитарных систем, в том числе образовательных. Когда я заканчивал 10 класс, классный руководитель написал всем ученикам класса характеристики. В первом варианте моей была такая фраза: "Нередко высказывания такого-то настораживают, поскольку по многим вопросам он имеет собственное мнение". Вот так прямо и написал. Жаль, что потом он исправил формулировку на более обтекаемую. При этом, конечно, "настораживали" не сами какие-то там мнения ничего толком не знавшего и не понимавшего советского десятиклассника, а то, что индивид продекларировал право на субъектность. Что, действительно, опасно для некоторых отношений. Впрочем, мы сейчас не об этом.

Личная субъектность означает самоосознание себя как чего-то более или менее определённого, как некоей вещи в себе. Например, "Я свободный человек и у меня есть неотъемлемые права". Или: "Я римский гражданин; не прикасайтесь ко мне" (это локальный вариант первого высказывания, так что, на самом деле, не "или"). Или: "Я эллин, а эти персы варвары" (это явный идейный предшественник второго высказывания). Или, для начала, просто: "Я эллин. Какой восторг!" Наверное, с этого всё когда-то началось.

Здесь нужно сделать описание, без которого мы сильно погрешим против фактов. Существует важный, полезный, плодотворный и нередко встречающийся тип самоидентификации в духе: "Я это я; хожу где вздумается, гуляю сам по себе. Со всеми же этими вашими общностями лекен зи мир арш". Назовём его первым типом самоидентификации. Подобный тип самоидентификации так же, как и любой иной, помогает развитию интеллекта. Нередко люди, придерживающиеся данного типа самоидентификации, отличаются умом и сообразительностью, а также остроумием. Единственный аргумент, который я могу выдвинуть против такого типа самоидентификации, лежит в иной плоскости, а именно в биологической. Допустим, индивид мыслит в духе известного, наверное, всем бывшим советским людям высказывания сочинителя текстов по фамилии, кажется, Кормильцев: "Я просто хочу быть свободным, и точка. А это означает расстаться с семьёю". При этом в силу известных обстоятельств "семьёй" автор называет не только собственно семью, но любую общность, в чём-то претендующую на данного индивида, и в первую очередь, конечно, "новую историческую общность - Советский народ". Но и семью как именно семью также. Биологическая проблема здесь очевидна: если некие индивиды не хотят быть частью семьи, то статистически большинство из них семьи иметь и не будет. Если у них и окажется жизнеспособное потомство, то оно будет иметь в среднем меньшие шансы на выживание. Таким образом, приверженцы первого типа самоидентификации это люди, часто, интересные и умные. Но при этом они то, что я называю "кандидатами на премию Дарвина второй степени" - не вредящие лично себе люди, которые не оставляют после себя ничего. Они "самоустраняющееся" множество. Что само по себе даже и не является претензией. Это просто неизбежная особенность ситуации.

Наиболее распространённый, естественно возникающий и при этом исключительно важный тип самоидентификации это осознание себя как части, члена семьи. Назовём этот тип самоидентификации вторым. Очень многие люди на этом типе самоидентификации и останавливаются, и я не могу сказать, что дурно при этом поступают. Данный тип самоидентификации можно описать высказыванием, приписываемым одному из членов семьи Ротшильдов: "Я знаю две национальности: моя семья и все остальные". Этими ёмкими словами я и окончу описание второго типа самоидентификации, тем более, что наверняка он хорошо знаком моим читателям лично, по себе самим или же по значительному числу знакомых и родственников.

Второй тип самоидентификации помогает развитию интеллекта в степени, пожалуй, даже большей, чем первый тип. Люди первого типа самоидентификации поощряют свой интеллект, ставя перед ним задачи личностного развития. Само по себе личностное развитие прекрасно, однако предоставляет меньший набор мотиваций, чем поощрение в виде личностного развития плюс интересов семьи (в особенности когда речь заходит о личностном развитии детей). Да, здесь я подчёркиваю, что обладание самоидентификацией второго типа не отменяет право на личностное развитие; напротив, в известном смысле обретение семьи и поддержание её в здоровом состоянии требует серьёзного личностного развития, то есть составляет стимул к таковому. Люди второго типа самоидентификации требуют от своего интеллекта большего, чем люди первого типа - и, соответственно, больше от своего интеллекта получают. Чем шире круг задач, тем разнообразнее ответы, даваемые умом и талантом - при прочих равных условиях. Определённое неуважение, которое существует к интеллекту людей со вторым типом самоидентификации, связано с трудностями обобществления и монетизации достижений их ума, во многом ориентированных на внутренние нужды семьи. Хотя пример уже упомянутых Ротшильдов свидетельствует, что здесь не всё так однозначно.

Третий тип самоидентификации это национальное мышление. Самый важный вопрос здесь это вопрос о том, для чего человеку со вторым типом самоидентификации приобретать себе ещё и третий? Для лишней головной боли? Не лучше ли о себе и о семье подумать?

Здесь нужно определить, что есть нация для семьи. Нация для семьи это комплиментарная - относительно безопасная и нетребовательная - среда обитания. Обитание семьи во враждебном или недружественном окружении подобно жизни в тёплой избушке посреди вечной зимы. Дома уютно, но выйти на улицу - проблема. Зима повышает риски, увеличивает цену ошибки, создаёт дополнительные затраты (отопление, уборка снега и т. д.) Обитание семьи в комплиментарном окружении подобно жизни среди вечного лета. Избушка может быть и не капитальной, но смерть от холода вам не грозит. Затраты на повседневную жизнь существенно меньше, а повседневной свободы куда больше. Риск заболеть воспалением лёгких, просто промочив ноги, почти отсутствует. Дети могут проводить много больше времени на улице, а не чахнуть в доме, общаясь с планшетами. И так далее.

Нация необходима именно ради интересов семьи, как благоприятная среда для её существования и развития. Находясь в неблагоприятной национальной среде, человек вынужден постоянно защищаться и маскироваться - носить "скафандр", "паранджу". Собственно, это признак: если где-то люди вынуждены носить "скафандры", значит общество враждебно этим людям. Нередко, как в случае ношения паранджи, этот признак можно воспринимать буквально. Внутри своей нации вашей дочери не грозит побиение камнями, если она выйдет на улицу в своём любимом цветастом платье. Если же грозит, значит вокруг вас чужаки - которых вы, возможно, ошибочно считаете своими. Свои не забивают дочерей своих камнями. Религиозная общность не нация; помните об этом, когда в очередной раз заметите, что у арабов есть проблемы с единством. Нация по своей сути антирелигиозна, поскольку сама представляет метафизическое утешение - "вечную жизнь в своём народе". Что, кстати, абсолютно верно с точки зрения отдельного гена.

Интеллект национально мыслящего индивида развивается под влиянием трёх объективных и практических потребностей: личностного развития, семейных ценностей и интересов нации. Расширение круга задач, стоящих перед умом, соответственно расширяет круг его деятельности и разнообразие взаимосвязей, которые интеллект способен и должен устанавливать. Таким образом, при прочих равных условиях национально мыслящий человек представляет больший интеллектуальный интерес, чем субъекты, ограниченные задачами двух первых типов самоидентификации.

Национальное логичным образом проистекает из семейного, не отменяя таковое, но расширяя его возможности. Национальное серьёзно помогает развитию интеллекта, ставя перед таковым широкий и разнообразный круг задач, мотивированных, в конечном итоге, семейным и личным благополучием. Отметим, что, в отличие от достижений ума людей со вторым типом самоидентификации, находки национально ориентированных индивидов сравнительно легко обобществляются и монетизируются, ведь они изначально рассчитаны на общественное использование.

Теперь, когда мы показали пользу нации для развития ума, спросим о двух иных возможных типах самоидентификации: общечеловеческом и классовом. Как влияют на развитие ума они?

Общечеловеческий тип самоидентификации, на первый взгляд, является логичной четвёртой ступенью, следующей за первыми тремя, то есть непосредственно за самоидентификацией национальной. Этот тип самоидентификации довольно популярен и достижения интеллекта увлечённых им людей широко представлены в научно-фантастической литературе, а также во многообразных космических и глобальных проектах. При всём уважении к деятельности ума как таковой, я считаю, что идеи переселения на Марс или борьбы с глобальным потеплением относятся к сферам бесплодных мудрствований либо откровенного шарлатанства. А такие вещи едва ли способны развить интеллект, хотя и могут создавать иллюзию развития. Достижения интеллекта всё же должны быть практически приложимыми - хотя бы в абстрактных сферах. Поэтому я не могу признать псевдо-практический общечеловеческий тип самоидентификации полноценным завершением "пирамиды самоидентификаций".

Классовое мышление имеет существенный "биологический" дефект. Ранее обсуждавшиеся типы самоидентификации - личностный, семейный, национальный и общечеловеческий - имеют принципиальное "биологическое" сходство: все они описывают резервуары генов индивида, от собственно его тела до всего Человечества, с переходом от меньшего резервуара к большему по принципу "матрёшки". Класс же как общность не является резервуаром генов, но описывает объединение по принципу экономических интересов, своего рода "трейд-юнион". Единственное, что гарантированно представляет гены индивида в его классе, это он сам. Поэтому классовое сознание является биологически ориентированным лишь на уровне самоидентификации первого типа, то есть личностного. И, соответственно, относится к признакам "самоустраняющихся" множеств. Некоторые национально мыслящие люди активно используют классовое сознание для ослабления народов, которые они хотят видеть исчезнувшими, прививая им таковое.

С точки зрения развития интеллекта классовое сознание является разновидностью сознания коммерческого, его частным случаем. Таким образом, оно способно содействовать развитию интеллекта, но в степени не большей, чем любая иная коммерческая деятельность.
____________________

Любую систему ценностей, в том числе национальную, можно использовать для манипулирования людьми, не имеющими собственной субъектности. Поэтому путь к национальному сознанию лежит через осознание самого себя как личности, имеющей значимость, с обретения собственной субъектности. Во многих случаях дорога к третьему типу самоидентификации может начинаться с первого типа, или с чего-то подобного. Но никогда с внушения "единственно верных идей".

Осознание важности собственной личности необходимо для осознания важности других личностей, то есть семьи и нации. Тот, кто не ценит свои права, не будет ценить и права других. Национальное всегда либерально и демократично.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/471267.html.
Subscribe

  • У довода наверняка есть повод

    Рецензии на кинофильмы в интернете никто не читает. Если ты не видел фильм, то тебе неинтересно - да ещё и сюжет разскажут, дураки. Если ты видел…

  • Ни о чём

    Сложность это разновидность маскировки. Человек нагромождает сложность, чтобы скрыться от убийственной простоты. Люди слабы и напуганы; я бы не…

  • Всё, что нужно знать о нашей цивилизации

    Блокбастер "Годзилла против Конга" стал лидером мирового проката, собрав в кинотеатрах более 390 миллионов долларов. Успешнее всего фильм прошел в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments

  • У довода наверняка есть повод

    Рецензии на кинофильмы в интернете никто не читает. Если ты не видел фильм, то тебе неинтересно - да ещё и сюжет разскажут, дураки. Если ты видел…

  • Ни о чём

    Сложность это разновидность маскировки. Человек нагромождает сложность, чтобы скрыться от убийственной простоты. Люди слабы и напуганы; я бы не…

  • Всё, что нужно знать о нашей цивилизации

    Блокбастер "Годзилла против Конга" стал лидером мирового проката, собрав в кинотеатрах более 390 миллионов долларов. Успешнее всего фильм прошел в…