bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

К теории народовластия

На Украине постепенно происходит интересное и неизбежное событие: снятие ограничений на куплю-продажу земли. Большинством комментаторов и, думаю, широкими народными массами украинцев последствия данного решения, когда оно всё же будет принято, рассматриваются вполне однозначно, а именно в духе: "Олигархи скупят всю землю и продадут "Монсанто". И это, по всей видимости, верная оценка экономической части перспективы. Но есть ещё фунтаментальная политическая часть, высказывания о которой мне пока не попадались.

На мой взгляд, вполне очевидно, что пару последних десятилетий на Украине существует нечто вроде "призрака демократии". В стране, приватизированной группой миллиардеров-инородцев, демократии нет и быть не может. Но при этом некое ощущение таковой всё же есть, и иногда оно проявляется. При всей фейковости конструкции "майданов" в общем и их управляемости за ними стоит определённая идея прямого народовластия, способного к слабосильной, но всё же достаточно устойчивой во времени реализации. При этом у сего народовластия есть отчётливый "селюковый" "привкус". Как будто в городской, в целом, и при этом вполне продажной, лживой политической культуре Украины есть время от времени проявляющийся элемент настоящей свободы, и почему-то данный элемент исходит из "сэла" - со всеми соответствующими стилистическими и практическими особенностями.

У украинского "призрака свободы" есть вполне конкретная причина. Это осуществлённая когда-то раздача бывших колхозных и совхозных земель на "непродажные" паи. Размер этих паёв не очень большой; известные лично мне примеры говорят о показателе примерно в семь гектаров. Такие участки достались в неотчуждаемую (пока) собственность бывшим работникам украинских сельскохозяйственных предприятий. Эти участки либо обрабатываются новыми собственниками непосредственно, либо всё чаще (в том числе вследствие возраста собственников) сдаются в аренду крупным сельскохозяйственным предприятиям и фермерам, с оплатой как в денежной, так и в натуральной формах (частью урожая).

Социальным результатом данного явления стало появление на Украине не очень многочисленного по отношению ко всему населению, но довольно устойчивого слоя людей, имеющих небольшие, но стабильные и неотчуждаемые пассивные доходы. При этом все эти люди - труженики села, с соответствующей культурой и манерой поведения. Эти люди являют собой единственную на Украине часть простого народа, способную регулярно осуществлять какую-либо политически значимую деятельность. Эти люди бедны, но уверены в завтрашнем дне, и могут посвящать досуг тем или иным политическим экзерсисам (участию в "майданах", например). И все они "сэло".

Вот это и есть тот единственный "призрак свободы", который по сию пору ещё бродит по Украине и тень которого иной раз увлекает волнующиеся души. Городские жители считают себя куда более квалифицированными с точки зрения демократии. Они могут самоорганизовываться и пользоваться социальными сетями, у них может быть высокий моральный дух и пассионарное стремление к демократии. Но экономически они очень уязвимы, чтобы не сказать бесправны. У них не так много свободного времени и потеря работы или бизнеса весьма чувствительна для их дел. Регулярно, в течение многих лет, подолгу оказывать давление на политическую ситуацию "массовкой" имеют возможность лишь те, кто располагают неотчуждаемой приносящей доход собственностью. Будь этих людей не единицы, а десятки процентов от общего числа населения, политика Украины была бы совершенно иной - при любых недостатках намного более демократичной, народовластной.

Рано или поздно владельцы Украины "продавят" необходимое им решение о купле-продаже земли, и после этого постепенно слой "селюков-демократов" канет в Лету. Политика Украины станет много проще, предсказуемее; время "селюковых майданов" окончится. Вместе с ним растает "призрак свободы", который украинцам так толком ничем и не помог, хотя и не раз давал надежду. Интересно, что поскольку до возвращения Донбасса на Украину законы этой страны там действовать не будут, последним очагом потенциального народовластия окажется именно этот многострадальный регион - ведь там земля тоже роздана на неотчуждаемые паи.

Как мне кажется, мне стала понятнее идея уважаемого greenorc о земельных "доменах" - участках, приданных гражданам и не могущих быть отчуждёнными даже по их желанию. Это не единственный кажущийся мне важным элемент демократии, без которой, как уже вполне очевидно, народ обречён на исчезновение. О другом я напишу позже.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/468760.html.
Subscribe

  • Тонкости чтения

    Будучи в советские времена ребёнком и подростком, я успел застать и почувствовать одно явление, которого сегодня нет и не может быть. Некоторые…

  • Потребление это созидание

    Существует очень (просто очень-очень) распространённое мнение, согласно которому в потреблении мотивы необходимости и полезности играют роль лишь до…

  • В поисках простых моделей

    Сложные модели поведения людей, вне сомнения, хороши. Они описывают большее число фактов и позволяют совершать более изысканные манипуляции. Однако и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 21 comments

  • Тонкости чтения

    Будучи в советские времена ребёнком и подростком, я успел застать и почувствовать одно явление, которого сегодня нет и не может быть. Некоторые…

  • Потребление это созидание

    Существует очень (просто очень-очень) распространённое мнение, согласно которому в потреблении мотивы необходимости и полезности играют роль лишь до…

  • В поисках простых моделей

    Сложные модели поведения людей, вне сомнения, хороши. Они описывают большее число фактов и позволяют совершать более изысканные манипуляции. Однако и…