bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

Кинематограф как стимул развития мышления

За сто с лишним лет распространения движущихся картин человеческое мышление изменилось - и, полагаю, произошло это под воздействием молодой музы.

Существует эффект, широко распространенный в живописи. В некотором смысле, этот эффект и составляет смысл живописи как искусства. У реалистической картины есть сюжет; некая рассказываемая история. И есть то, что человек, смотрящий на картину, видит. Это не одно и то же. История как то, что можно изложить словами, и собственно живопись это вещи, существующие независимо друг от друга - но в рамках картины подаваемые зрителю вместе.

Всё то же самое есть в кинематографе. То, о чём рассказывает фильм, и то, что он показывает, не тождественны. Напротив, часто они преднамеренно, по воле режиссёра, противоречат друг другу, и единство воздействия (доносимая мысль) обеспечивается именно таким различием. Кинематограф освоил и развил естественную данность живописи, превратив её в активно используемый приём, обычно юмористического или сатирического плана - хотя иной раз и философского.

Отличие воздействия кинематографа от роли живописи в высокой степени распространения первого и большой аналитической нагрузке, которую он даёт человеческому мозгу. 24 художественных изображения в секунду это очень много. Человек, посмотревший диснеевскую "Белоснежку", увидел больше рисованных изображений, чем средний образованный человек XVIII века мог увидеть за всю жизнь. Соответственным образом, и воздействие кинематографа на работу мозга больше, чем у живописи - при той же общей направленности.

Так в чём же состоит эта направленность? В вырабатывании привычки искать различие между видимым и излагаемым. "Нам говорят одно, но видеть мы должны иное, и это норма". Живопись и кинематограф расширяют разрыв между описанием и сутью вещи; кинематограф делает это очень активно и даже агрессивно. Мозг современного человека, посмотревшего тысячи кинопроизведений различного рода, автоматически воспринимает описательную информацию как заведомо неполную. Мы привыкли к тому, что описание контрастирует с тем, что можно увидеть своими глазами - и уже не доверяем описаниям. Но не доверяем и картинкам - ведь и они заведомо лишь часть любой истории.

Кинематограф развивает конспирологическое мышление. Это побочный эффект его способа существования в искусстве, достигнутый за счёт массовости и продолжительности воздействия. Конспирология теперь является стандартной способностью человеческого мозга, научившегося видеть разрыв между историей и воспринимаемой реальностью.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/447074.html.
Subscribe

  • Чтобы не горевать, нужно много работать

    Сегодня мы о кино. "Не горюй!", фильм Георгия Данелия, и что с ним не так? Кинолента сделана старательно. Режиссëр искал способ взаимодействия…

  • О чистоте наблюдений

    Наблюдение есть эксперимент, и как всякий эксперимент оно требует выполнения условий достоверности. Если мы изследуем вопрос: "Как отражает…

  • Осторожность во взаимосвязях

    "Судьба шестой мировой зависит от того, как обращались с пленными предшествующей, пятой." Источник цитаты. Император Николай Александрович хорошо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 1 comment