bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

К немецкому порядку

"Немецкий" порядок, в своей основе, сводится к формуле: "Делаем то, что сказало начальство - вот как сказало, так и делаем". Из чего логически выводится, что чего начальство не сказало, того не делаем. При таком подходе добродетель это точное выполнение указаний (Сунь Цзы понравилось бы). Но не более того.

Достичь подобной привычки у масс (если нам вдруг захотелось этого) можно двумя путями. Первый - наиболее очевидный. Это путь Сунь Цзы. Путь строгих наказаний (развод для жены, казнь для солдата) для тех, кто неточно исполняет приказы. О судьбе тех, кто не исполняет приказы вообще, мы можем лишь пожалеть.

Путь Сунь Цзы, вне сомнения, работает. Не вдаваясь в вопросы нравственности и гуманности заметим, что он имеет существенный недостаток. При ослаблении давления "построенное здание" обречено рассыпаться. (Советским людям в этом месте можно поплакать). Если "источником энергии" для формирования порядка является только воля руководства, то при её ослаблении конструкция ожидаемо деградирует.

Второй путь, на мой взгляд, интереснее. Интереснее как своей большей психологической сложностью, так и большей временнóй перспективностью. По второму пути можно идти длительное время, что оправдывает прочные созидательные ожидания.

Для второго пути необходимо следующее:
1. Неприязнь к руководству - не переходящая, впрочем, в открытые формы.
2. Некоторая боязнь руководства - умеренная, с сознанием наличия "безопасных зон".
3. Наплевательское отношение к собственно делу (не-ориентированность на результат).

Нетрудно заметить, что перечисленные параметры хорошо согласуются между собой.

Порядок второго типа работает по принципу "итальянской забастовки", выполнения обязанностей "от" и "до". Указания строго выполняются, но не более того. Психологически это выглядит как посыл: "Ты, значит, начальничек. Хорошо, я буду делать то, что ты скажешь. Но строго то, что ты скажешь - точнее, то, что ты в письменном виде распорядишься делать. А на результат мне плевать; это твоё дело, а не моё". Если рабочему принесли чертёж, то он сделает всё строго по чертежу - даже, если будет видеть, что в чертеже ошибка. Но не сделать он не сможет, поскольку тогда его недовольство станет явным.

При таком подходе порядок самопроизвольно формируется из энергии низового протеста, расходуемой в дозируемых объёмах. Страх стоит и за этой системой, но он очень ограниченный; ключевым моментом является возможность надёжно оградить себя от репрессий, буквально следуя "линии партии" (советские люди снова заплакали). Подобная возможность "ухода в безопасную зону" базируется на отсутствии у начальства внутренней уверенности в превосходстве подчинённых над ним. В случае, если начальник говорит: "Зачем же ты сделал по чертежу? Ты что, дурак?", подчинённый отвечает: "Так точно, дурак". И добавляет: "Вот справка" (если он Йозеф Швейк). В этот момент начальство может либо махнуть на подчинённого рукой и потребовать от инженера переделать чертёж (это "немецкий" вариант развития событий), либо потребовать от подчинённого результат - невзирая на явные огрехи планирования. Вы спросите: "Кто же с дураков требует результат?" Отвечу: тот, кто знает, что перед ним, на самом деле, не дураки. В этом случае подчинённым не повезёт. Они будут отдуваться за огрехи и свои, и начальства, и отцов, евших кислый виноград. (Тут заплакали уже русские).

Ещё одним важнейшим элементом формирования "немецкого" порядка является значительная личная свобода подчинённых. Тому, кто изображает из себя идиота, должно быть куда уйти, если вдруг начальство начнёт искать кого "поумнее". Отсутствие личной свободы и формирование порядка "немецкого" типа несовместимы.

Как нетрудно заметить, начальство и подчинённые должны обладать определёнными качествами, в противном случае порядок "немецкого" типа не возникнет. Уверенность начальства в том, что оно - "люди", а все остальные "недочеловеки", сильно помогает становлению системы, скрывая подлинные способности подчинённых от зорких глаз. От подчинённого требуется, как уже отмечено, отсутствие отношения к делу как к своему. Энтузиазм плох тем, что легко распознаётся руководством, после чего его обладатель становится "тягловой лошадью". Единственной защитой от разнообразных "Сунь Цзы", которые отдают приказы по советскому принципу "План это клич, брошенный в массы!", является массовая симуляция идиотизма, невозможная без наплевательского отношения к результату деятельности. Русским тяжело принять подобное требование. Но я ничего никому и не предлагаю - лишь рассуждаю.

"Немецкий" порядок имеет ряд достоинств и недостатков, вполне вытекающих друг из друга. Главными достоинствами являются постепенное, но неизбежное повышение квалификации руководства и установление стандартов деятельности. Среди недостатков - столь нелюбимый честолюбивыми русскими принцип "Я начальник, ты дурак", являющийся не карикатурой, а сущностной основой системы. Презрение к "недочеловекам" со стороны руководства прилагается - с известными возможными последствиями. Ещё одним недостатком порядка "немецкого" типа является определённый "технический" риск. Строго выполнять приказ: "Так держать!" при виде айсберга не всегда безопасно вне зависимости от благорасположения капитана к рулевому.

Могу предположить, что именно у немцев необходимое психологическое качество начальства - способность видеть в подчинённых невменяемых идиотов - сложилось в ходе колонизации славянских, прусских и балтских земель, за века закрепившись как сословный стандарт и распространившись на всех подчинённых вообще. С взаимоотношениями большевиков и русских всё несколько иначе. Изначально большевики считали всех русских дураками по определению, чему способствовала их отчасти немецкая, но в основном еврейская традиция с её культом презрения ко всем не-евреям. Но честолюбие русских заставило их проявлять энтузиазм в совершенно посторонних, враждебных их собственным интересам затеях. Большевики увидели это явление и "зацепились" за него, построив систему, в которой идиотский приказ, будучи отдан подчинённому, становился уже его проблемой. Большевики знали, что "они могут", нужно только "правильно приказать". При этом повышать квалификацию руководства было не столь уж и необходимо, что способствовало укреплению принципа отрицательного отбора в формировании советских элит.

Безотносительно к историческим проблемам и социальным практикам могу вполне определённо сказать, что проявление честолюбия в чужих делах далеко не всегда является оптимальной стратегией.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/418774.html.
Subscribe

  • В защиту Апостола Фомы

    Из советской культурки у меня осталось ощущение, что над Апостолом Фомой принято подхихикивать; "Не поверил", дескать. Возможно, подобное отношение…

  • К механике отрицательного отбора элит

    Из воспоминаний инженера-железнодорожника: "В общем, работая три года в управлении ДВЖД, я пришёл к выводу: руководство железными дорогами…

  • Из соляристики

    Из всех известных мне популярных общественных идей самая наивная, нелепая, безполезная и, быть может, вредная выражена высказыванием из кинофильма…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 22 comments

  • В защиту Апостола Фомы

    Из советской культурки у меня осталось ощущение, что над Апостолом Фомой принято подхихикивать; "Не поверил", дескать. Возможно, подобное отношение…

  • К механике отрицательного отбора элит

    Из воспоминаний инженера-железнодорожника: "В общем, работая три года в управлении ДВЖД, я пришёл к выводу: руководство железными дорогами…

  • Из соляристики

    Из всех известных мне популярных общественных идей самая наивная, нелепая, безполезная и, быть может, вредная выражена высказыванием из кинофильма…