bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Categories:

К механике крипто-колониализма

По непаханому полю русской общественной мысли бродит призрак крипто-колониализма. Говорят, что в массы его выпустил известный шарлатан Галковский; может быть, оно так и есть. Возможно, что цель сей затеи изначально была доброй и состояла в том, чтобы вывести русскую общественную мысль из тупика непреложного вопроса: «Что же с нами такое произошло?» Благодаря идее крипто-колониализма этот похмельный по своей сути вопрос, как правило, разрешается в духе: «Англичанка гадит!», каковой подход, к сожалению, никак нельзя назвать средством от интеллектуального бессилия. В то же время есть немало людей, для которых мышление в кгбешном стиле, поиск «агентов влияния» и тайных интересов являются естественными; таких людей я готов оставить при том, что они имеют.

Выходом из тупика в нашем национальном похмелье было бы не описание вредоносных действий других участников попойки, а добрый совет не мешать более нектар с амброзией. В этом духе я и попытаюсь рассмотреть вопрос – который, как мне кажется, при всей своей пошлости, всё же существует. Я полагаю, что фундаментальная основа для оценки определённых взаимосвязей как скрытых несимметричных взаимозависимостей (что и покрывается, судя по всему, термином «крипто-колониализм»), всё же имеет место. Но убедительно рассказать о ней можно, лишь продемонстрировав механизм такового взаимодействия. При этом информация в духе «Английский герцог проинспектировал своих россиянских подопечных» может быть лишь принята к сведению, но ничего не скажет нам о том, что вынуждает «подопечных» прислушиваться к герцогу. Я предпочёл бы заменить набор фактов системой взглядов – и уже его иллюстрировать набором фактов.

Из числа известных мне авторов ближе всего к решению, кажущемуся мне адекватным, подошёл Богемик. Его описание механики крипто-колониализма в моём предельно вольном изложении может звучать так: «Если вы отказываетесь от человеческого облика и встаёте на четвереньки, будьте готовы к тому, что вас посадят в клетку и отправят в зоопарк». Или, в другом варианте: «Если вы не хотите мыслить сами, кто-то будет делать это за вас – в своих интересах». Подобный подход кажется мне полезным тем, что позволяет увидеть жизненный закон за текущими обстоятельствами – то есть, извлечь из имеющегося представления пользу. В то же время именно Богемик в своих текстах не ставит задачу прямого постулирования системы взглядов – тогда, как я именно это собираюсь сделать. Что до рассуждений в духе «гебешного» крипто-колониализма, сторонник которого извлекает на свет грязный носок и демонстрирует его со словами: «Посмотрите! Тоби раб!», то, насколько я понимаю Богемика, это ниже его достоинства.

Итак; о том, как формируется крипто-колониальная взаимозависимость. Поскольку в связи с данной проблемой нас интересует, на самом деле, только одна страна и только её мы хоть сколько-нибудь подробно и знаем, все примеры кроме одного будут из отечественной практики.

Данная взаимозависимость диалектична, существует в развитии и начинается с отрицания некоего тезиса. Я начну изложение с гипотетического примера, который кажется мне очень понятным, хорошо иллюстрирующим суть дела и предельно дидактичным. Предположим, некий школьник, имеющий достаточный опыт учёбы (старшеклассник), рассмотрев свою учебную практику, состав программ и прочие обстоятельства, пришёл к выводу, что учиться ему не нужно. То есть, как вариант, что знание вообще буржуазно (с каковым утверждением самим по себе я даже и не стал бы спорить), что математика – продажная девка империализма, биология – лженаука, что учителя – слуги государства, которое есть аппарат насилия, и так далее. Базируясь на данной, относительно непротиворечивой, системе взглядов наш школьник решил, что более овладевать знаниями он не станет – и другим не посоветует.

Здесь у нас развилка. Если наш школьник уйдёт из школы, пойдёт работать грузчиком, в подсобке станет читать Прудона и не будет сетовать на свою относительную бедность, то, на мой взгляд, это будет хотя и неправильный, но честный поступок. В этом случае школьник сохранит личное достоинство, и, хотя его позиции окажутся слабее позиций его бывших соучеников, механизм, для стран соответствующий крипто-колониальной взаимозависимости, не возникнет. Всё будет гораздо интереснее, если наш репрезент решит, не учась, остаться в школе и получить аттестат, поскольку находит это выгодным. В этом случае ему придётся сдавать контрольные работы и экзамены, не имея соответствующей подготовки – и даже шанса на таковую. Можно предположить, что контрольные работы он будет стараться списывать у других учеников, а экзамены сдавать по неформальным договорённостям с учителями.

Отрицание правил сообщества при сохранении намерения получать выгоды, предоставляемые данным сообществом, ведёт к возникновению неформальных по отношению к нормам сообщества связей, ставящих отрицающего субъекта в подчинённое положение, не регулируемое сообществом легально.

Наш школьник будет вынужден платить соученикам и учителям какими-то услугами или деньгами, каковое поведение совершенно не будет соответствовать официальным нормам школы. То есть, наш ученик станет рабом вне закона.

Это и будет системой скрытых несимметричных взаимозависимостей, которые в отношениях народов можно называть крипто-колониальными.

Когда-то в СССР существовала собственная система вычислительных машин – «мейнфреймов», и по поводу которой в некоторый момент было принято решение, что обеспечивать дальнейшее развитие вычислительной техники на основе собственных программ слишком сложно и накладно. Союз позаимствовал (как говорят, с помощью спецслужб) документацию на иностранный «мейнфрейм» и растиражировал его. Выгода виделась в том, чтобы брать готовые алгоритмы, написанные другими людьми, и использовать – а не стараться самим. Это сладкое слово «халява». В настоящий момент РФ практически полностью находится под недекларированным иностранным контролем, осуществляемым через скрытые и открытые возможности программного обеспечения. Правительству удаётся «отвоевать» микроскопические «островки безопасности» путём локального внедрения собственного ПО. Но при этом все существующие и потенциальные выгоды и возможности big data добровольно подарены «партнёрам». Это и есть скрытые несимметричные взаимозависимости – тот самый крипто-колониализм. Он не прячется в лондонском Сити; он открыто сидит в почти каждом компьютере и смартфоне.

Ключевой момент для попадания в крипто-колониальную взаимозависимость – решение «Хотим иметь то же самое, что имеют другие, но не хотим делать то же самое, что делают они». В своё время большевики отвергли все основы буржуазного образа жизни, не пожелавши, однако, отказаться от благ буржуазной цивилизации. В результате они попали в крипто-колониальную взаимозависимость практически сразу – поскольку так устроено общество (а Маркс об этом не предупредил; забыл, наверное). Ввиду известных финансовых и имущественных разногласий между большевиками и странами Европы и США против Советской России почти сразу после её провозглашения было введено экономическое эмбарго. Помню прочитанный где-то рассказ одной советской женщины-врача о том, что она с приключениями везла тысячу ртутных градусников («целое богатство») контрабандой через Эстонию. То есть, сама возможность функционирования советской медицины на уровне, хоть немного отличном от пещерного («с градусниками»), в некий момент определялась незаконными договорённостями с эстонской таможней. Перед нами скрытая несимметричная взаимозависимость как она есть. При этом радость от собственно успеха контрабандной операции по провозу действительно необходимых больницам градусников, как и салют разведчикам, укравшим (как говорят) “System-360”, не должны вводить нас в заблуждение. По сути это лишь радость школьника-неуча, списавшего контрольную через чужое плечо. Успех, ничего не прибавляющий в его собственной голове.

Позволю себе повторно обратить ваше внимание на обстоятельство, важное для моего понимания крипто-колониализма. Не всякое объективное либо субъективное преимущество одного сообщества над другим создаёт подобную взаимосвязь. Если бы социализм в России принял, образно говоря, «толстовское» направление, подобная ситуация не возникла бы. (Это замечание не является призывом к «толстовскому» социализму). Отказаться от оружия, буржуазности, коммерции и банков, забросить промышленность («все беды от «чугунки»), начать пахать землю, помогать друг другу и молиться Богу (последнее, впрочем, не обязательно) – всё это не означало бы попасть в скрытую несимметричную взаимозависимость. Примерно так живут члены общины амишей-меннонитов в Пенсильвании. Они объективно слабее окружающего их общества XXI века, но они не пребывают в крипто-колониальной зависимости от него. Можно не пользоваться автомобилями и тракторами, но не быть при этом рабами вне закона. Хотя бы потому, что законы США и Пенсильвании амиши не нарушают – и они не рабы. Впадение в крипто-колониальную зависимость, как я её понимаю – дело сугубо добровольное и начинается с концептуального жульничества. «Не хотим капитализм, но хотим предприятия и тресты, как в Америке». Далее неизбежны либо торговля с Америкой по американским правилам, либо кража технологий. То есть, подчинение отрицаемым стандартам и преступная деятельность. Для абсолютно беспринципных людей, какими были большевики, это нормальное поведение. И я говорю не о морали. Я говорю о неизбежных последствиях. Отрицание норм общества при тяге к выгодам, предоставляемым этим обществом, ведёт к зависимости от него, определяемой вне рамок легальной жизни общества. С отрицателем могут и будут иметь дело; бизнес есть бизнес. Но отрицатель всегда будет покупать дороже и продавать дешевле. И его всегда можно будет «прищучить» на совершенно законных основаниях – за «списывание на контрольной». Каковая возможность ещё более удешевляет услуги «отрицателя». Всё, что он продаёт, автоматически считается краденым и оплачивается скромно. Ко всему, что он покупает, идёт наценка «за риск и общение с жуликом». Не имея достаточно денег (а их всегда не хватает), «отрицатель» постарается компенсировать свою ограниченную платежеспособность теми или иными услугами неформального свойства; как-то «отработать». А потом российский обыватель будет недоумевать, почему его соотечественники воюют в Судане. Со стороны же всё это будет выглядеть – правильно; как признак крипто-колониальной зависимости.

Говоря объективно, существует ещё один способ получить желаемое «отрицателем», то есть присвоить блага общества, ненавидимого им. Это прямой силовой захват и «затрофеивание». Именно этим путём пошли большевики в России. Они отрицали Россию как в социально-классовом, так и в собственно русском смысле. И им удалось в результате войны присвоить результаты её деятельности и сам её народ (попутно многое уничтожив, конечно). Такой способ существует и работает. Правда, сделать подобное можно только один раз. И не имея при этом страсти к полному обособлению, попасть в зависимость уже от других стран – создателей множества привлекательных материальных и нематериальных вещей, которые по техническим причинам нет возможности заполучить прямым грабежом.

____________

Если бы я умел снимать кино, то, возможно, постарался бы создать фильм о подростках, попавших в ситуацию, в которой проявились бы качества крипто-колониальной зависимости. Допустим, трое парней и две девушки; они не хотят делать уроки и вообще считают учёбу гнусью, имея при этом более или менее стройную теорию своего подхода. Но заставлять антропоморфного робота отвечать у доски вместо них мы не будем. Во-первых, потому, что такой фильм уже есть. Во-вторых, робот не подойдёт нам – как существо бескорыстное. Один парень у меня бросил бы школу и пошёл работать разнорабочим – чтобы показать, что, в принципе, можно идти путём отрицания и сохранить достоинство, заплатив за это известную цену. А оставшиеся в школе ребята закончили бы предоставлением сексуальных услуг в туалете – тем, кто сдаст экзамен за них.
При всей нарочитой назидательности думаю, это мог бы быть полезный фильм. Но делать кино сложнее, чем писать посты. Поэтому вот вам пост.
. Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/405404.html.
Tags: теория общества
Subscribe

  • Филологическая задача

    Насколько я могу судить, в нашей терминологии имеется пробел. Не очень существенный, но тем не менее. Имеются понятия "политический заключённый" и…

  • Замечание к психологии русских

    Существует и часто используется отождествление с феодализмом тех или иных современных порядков, как бытующих в РФ, так и за её пределами. В основе…

  • У довода наверняка есть повод

    Рецензии на кинофильмы в интернете никто не читает. Если ты не видел фильм, то тебе неинтересно - да ещё и сюжет разскажут, дураки. Если ты видел…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 32 comments

  • Филологическая задача

    Насколько я могу судить, в нашей терминологии имеется пробел. Не очень существенный, но тем не менее. Имеются понятия "политический заключённый" и…

  • Замечание к психологии русских

    Существует и часто используется отождествление с феодализмом тех или иных современных порядков, как бытующих в РФ, так и за её пределами. В основе…

  • У довода наверняка есть повод

    Рецензии на кинофильмы в интернете никто не читает. Если ты не видел фильм, то тебе неинтересно - да ещё и сюжет разскажут, дураки. Если ты видел…