Я считаю вполне очевидным и устоявшимся обстоятельством тот факт, что предназначавшиеся на коллективную роль нового мирового культурного стандарта Голливуд и западная популярная музыка, в развитие которых были вложены огромные средства, не справились со своей задачей - при том, что целенаправленное противодействие им в последние тридцать лет очень слабо. Одна из причин этого - недостаточный уровень талантливости создателей контента. Их подводит стандартизация приёмов и стремление получать гарантированную отдачу на вложенный доллар. Что-то у них получается - иногда. Но влияние удач кратковременно и не способно оградить умы от альтернатив.
Нечто схожее в своё время случилось в СССР. Формирование еврейского "одесского" стандарта популярной культуры в кинематографе, эстрадной музыке, литературе и юморе, казалось бы, имело шанс на абсолютное доминирование на советском пространстве. Но несмотря на значительные успехи, полной победы одного способа существования в искусстве не случилось. Причиной тому не только сила русской культуры, но и определённая бездарность "одесситов", проявлявшаяся в однообразии, в беспрестанном повторении одного-двух однажды найденных приёмов.
Но помимо субъективных причин неудач подобных проектов есть и объективные. Великую культуру, способную давать подсказки по многим важным вопросам, нельзя создать за короткий срок. Подобная реальность должна включать в себя находки, сделанные различными поколениями в различных обстоятельствах. То есть, на выращивание древа сего по определению требуются столетия. Далее, лишь небольшая часть задач культуры может быть решена в рамках коммерческих мероприятий. Коммерция всегда адаптивна и направлена на бесконфликтное развитие всякой ситуации. (Лунтик - прирождённый бизнесмен). Но мотивация человеческой деятельности не может быть внеконфликтной. Поэтому важнейшую часть действенного культурного пространства составляют артефакты подвижнической культурной деятельности, в производстве которых финансовая составляющая играла вспомогательную роль либо не играла никакой роли. Но такие объекты не могут создаваться конвейерным способом. Поэтому они могут быть накоплены лишь за длительное время. Время, которое может иметься лишь у относительно стабильных и относительно замкнутых культур, опирающихся на более или менее монолитную идейную базу. (Примеры - классическая итальянская культура, культура древней Японии). Создать что-либо подобное за несколько десятилетий, работая в условиях требования обязательной коммерческой отдачи, нереально.
Единая мировая культура абсолютно не нужна. Но, по всей видимости, она ещё и невозможна.
.
Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/396575.html.