bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

Современного искусства пост

1925-й год. Со всего мира в СССР едут строители коммунизма. В Саратовской области чехи основали коммуну "Рефлектор". Выживали в землянках. Пахали голую степь. Стали колхозом-миллионером. И тут их стали стрелять, как шпионов.

___________

Вышеприведённый текст - цитата саратовского исследователя Алексея Голицына. Документальный фильм его авторства, рассказывающий об описанных событиях, будет демонстрироваться на фестивале в Саратове 30 сентября.

Лента называется "История предательства". А могла бы называться "Одна из многих тысяч историй", например.

Я не искусствовед. Но позволю себе заметить, что современное искусство не вполне адекватно накопленному человеческому опыту. Предположим, что мы захотели бы снять о данной истории фильм художественный. К какому жанру можно было бы его отнести - не занимаясь спекуляциями на материале? Драма? Трагедия? Комедия? Лирико-комико-историко-пастораль? Всё это возможно сделать. Но если добавить вводные "не лгать" и "добиться погружения в атмосферу действия" (не во внешнюю атмосферу, создаваемую вещественными и звуковыми атрибутами - платьями и "рио-ритой"), то всё это не годится. Даже трагедия. Она слишком искусственна и условна. Может быть, древние греки чувствовали трагедию иначе (даже наверняка), но мы не они. Нам предстоит наш путь.

Искусство, понимая проблему несоразмерности своих навыков и масштаба материала, пошло по пути Петера Вайса и Театра.doc. Это вынужденное решение. У нас пока нет иных инструментов осознания некоторых проблем, кроме прямого рассказа о произошедшем. Это вызвано тем, что мы до сих пор не понимаем, что произошло. Знать мы знаем (многое), механизмы примерно представляем себе. Но понимания у нас по сию пору нет. Поэтому искусство не может говорить о подобного рода вещах, оставаясь самим собой. Оно не умеет, и мы его не поймём - если сумеет. Иногда оно пытается, но известные мне опыты довольно печальны.

У нас есть факты, но нет их человеческого измерения. И нет инструментов для такого измерения.

Явления, не осознанные искусством, подобны неувиденным снам. Они терзают наше подсознание подобно бессоннице. Это разрушительно для человеческой психики. Первая половина XX века давно закончилась, но до сих пор не пережита и не понята. Нам предстоит большая внутренняя работа, в ходе которой мы непременно изменимся.

А пока нам остаётся помнить.
.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/392309.html.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 33 comments