bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

К проблеме демократии, или О пользе конкурентов

Если мы зададимся целью "воспитать кадры" для демократического общества, то быстро столкнёмся с серьёзным противоречием. Наличие свобод предполагает отказ от ограничения прав. (Собственно, на некотором уровне это синонимы). При этом свободами необходимо пользоваться, иначе от них мало толка. Таким образом, нам необходимы люди, для которых, с одной стороны, нарушение чужих прав было бы табуированным. Но, с другой стороны, эти же люди должны быть свободны в ментальном плане, иначе все формально существующие права останутся невостребованными. Наличие же системы табу противоречит задаче свободного мышления. Нельзя воспитывать одновременно вольный полёт фантазии и готовность к подчинению на рефлекторном уровне. По крайней мере, я не представляю себе, как это возможно.

Как тут быть?

Можно предложить заменить табу пониманием выгоды от невмешательства. Однако этот принцип слаб, так как свободомыслящий человек, по определению, может понимать свою выгоду так, как ему угодно, а не так, как мы ему её опишем. И здесь возможны самые нежелательные эффекты.

Может быть, нам способен помочь принцип "бесконтактного каратэ" (был в Советском Союзе такой "дикий зверь"). Идею можно сформулировать так: "Дозволены все приёмы, но без членовредительства". Вы можете сделать со своим соперником всё, что угодно. Но после поединка он должен уйти с татами на своих ногах. Вы можете быть объявлены победителем и получить приз, но в следующем соревновании у вашего соперника будет шанс отыграться.

Для того, чтобы воспитать "чувство барьера", в этом случае нам не потребуется токсичная технология табуирования. Можно обойтись воспитанием эмпатии. А эмпатия - дело, по определению, обществоугодное. С другой стороны, мы не слишком рискуем тем, что соперник может нарушить правила и начать бить нас по-настоящему, в то время, как мы станем либеральничать. После пары зуботычин эмпатия преодолевается легко (собственно, как любая невзаимная эмпатия). И дальше уже "каратэ" становится обыкновенным, с ударами в полную силу. То есть, драться нужно таки уметь. Что также обществоугодно.

Взаимное представление противников друг о друге как о спарринг-партнёрах, которые помогают набрать силу, но которых не нужно убивать. Может быть, это путь.

Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/364598.html.
Tags: теория общества
Subscribe

  • Напоминаю, что

    Естественный отбор обезличен и лишён рефлексии, сознания и нравственности. Ему чужды такие категории, как справедливость, добро, зло, общее счастье,…

  • Братство заказывали?

    Получите-с. Генная модификация позволяет обезпечивать дружелюбное (и, соответственно, недружелюбное) поведение направленными биохимическими…

  • Выбор своей Победы

    Существует четыре основных типа отношения к Победе. Все они, при наличии небольшого опыта, легко опознаются. Первый тип - ненависть, отрицание,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 8 comments