При этом практические действия по взаимодействию субъекта с обществом могут выполняться и на "суррогатах" - животных, роботах, математических моделях. К примеру, чтобы дать продавцу деньги за товар, необязательно, чтобы продавец был человеком. Да, мы сейчас считаем, что за каждым интернет-сайтом (например) в конечном итоге стоит человек. Но сам по себе наш набор действий по взаимодействию с сайтом от этого не меняется. Есть там человек, нет там человека - мы будем делать то же самое. Мартышка сунула цветную бумажку в аппарат, получила апельсин. Рациональные действия механистичны и не содержат общественного элемента.
Главное, в нашем случае, следующее: необязательно считать продавца человеком. И не только продавца - любого актора. Поэтому субъективно человек в любой ситуации может существовать вне общества. При этом его действия при прочих равных (при рациональном подходе) не будут отличаться от действий субъекта, считающего иначе. Поэтому "мизантропскую" оценку ситуации можно назвать квази-объективной.
Теоретически, общество как воображаемая сущность может быть разрушено без вреда для деятельности всех его акторов. В частности, это объясняет возможность обоснованного применения такого понятия, как "население" в противовес понятию "народ".
Вопрос о взаимодействии "мизантропов" и "общественников" и о преимуществах, даваемых каждой из линий поведения, нуждается в дополнительном исследовании. Мне он представляется интересным.
Копия поста: https://bantaputu.dreamwidth.org/355082.html.