bantaputu (bantaputu) wrote,
bantaputu
bantaputu

Category:

К вопросу успеха капитализма

Позволю себе сформулировать довольно таки очевидное, как мне кажется, наблюдение, наверняка так или иначе определявшееся ранее.

Ещё в рамках марксизма было заложено представление о пролетарии как о продавце рабочей силы. Далее возможно разветвление логики, и разветвление, как мне кажется, сугубо умозрительное. То есть, возможно формирование двух картин, одинаково успешно описывающих реальность.

Согласно первой картине обладатели двух основных материальных факторов общественного производства, капитала и рабочей силы, это классы-антагонисты. Согласно второй картине это партнёры по коммерческой сделке, каждый из которых приносит в производство нечто своё, уникальное. Выбор одной из двух картин как основной для мировоззрения является вопросом мнения. Мнение же может быть основано на убеждении и воспитании. То есть, мнение можно формировать.

Первая картина естественным образом предполагает, что один из классов-антагонистов должен исчезнуть, после чего рабочие останутся наедине сами с собой, и перед ними откроется бесконечная широкая дорога, усеянная звёздной пылью, и т. д. Вторая картина естественным образом предполагает, что носители двух незаменимых и не имеющих смысла друг без друга начал сосуществуют, борются друг с другом и отчасти взаимно проникают друг в друга, как Инь и Ян, и что, в общем, хотеть от жизни иного не мудро.

Применительно к рабочим в рамках каждой из картин возможно развитие воспитательного посыла. В первом варианте посыл может быть сформулирован так: "Мир должен быть таким, чтобы молодому рабочему были открыты все пути самореализации". А если буржуазия этому мешает, то увы ей. Во втором варианте посыл может быть сформулирован так: "Мир должен быть таким, чтобы молодой рабочий мог максимально выгодно продать себя". А то, что мешает коммерции, вредно для человечества. Обращение к молодёжи в обоих случаях заявляется потому, что мы говорим о воспитании мировоззрения, что важно, в первую очередь, применительно к молодёжи.

Нетрудно заметить, что выступающая в первом случае приманкой самореализация есть дело по определению индивидуальное, тогда как выступающая приманкой во втором случае выгодная продажа есть дело по определению общественное. Таковы оборотные стороны подходов, традиционно считающихся соответственно коллективистским и индивидуалистическим.

На всякий случай поясню. Допустим, некто считает, что по своей истинной сущности он - кусок закваски. Мы можем попытаться привлечь его, сказав: "С нами ты станешь куском закваски!" Это индивидуальный подход к самореализации, поскольку для того, чтобы быть куском закваски, общество не нужно. Но можно сказать иначе: "С нами ты станешь самым большим куском закваски!" Такой подход будет социальным, поскольку предполагается существование некоего сообщества кусков закваски, внутри которого идёт борьба за доминирование.

Социалисты, конечно же, не идиоты, и, увидев явную проблему, стараются её решить. Правда, свойственная им механистичность мышления даёт решения не концептуальные, а в духе "где не держится, подопрём подпёркой, а где течёт, заткнём затычкой". Социалистам требуется продуктивно работающее общество, а не совокупность творчески самораскрывающихся в индивидуальном порядке самоценных личностей. Поэтому понятие самореализации они дополняют оговоркой: "в рамках общественных потребностей". Данная оговорка моментально превращает свободу в свободу выбора (кстати, именно за эту подмену иногда критикуют буржуазное общество). Завлекалка на первой картине теперь звучит так: "Молодым дорога везде в соответствии со списком дорог, определённым в установленном порядке, в рамках пропускной способности каждой дороги". Тем, кто позволяет себе посмотреть разочарованным взглядом, предлагается философическое смирение: "Жить в обществе и быть свободным от него всё равно невозможно, поэтому выбирай из меню столовой и не ропщи". Не знаю, удалось ли мне в достаточной мере убедительно показать, как завлекалка превратилась в отпугивалку.

У капиталистов в этом смысле всё гораздо веселее. Молодой человек слышит: "Ты немного постараешься, и сможешь блестяще продать себя!", и понимает, что перед ним хвост Судьбы. Молодым свойственно верить в свои сверхценность и бессмертие, и они легко принимают такие правила игры. Недоверие же к ситуации, которое также встречается сплошь и рядом, у молодых принимает форму аутоагрессии, выражаясь в комплексе неполноценности и самоощущении неудачника, который заслужил своё положение. Таким образом, посыл второй, капиталистической картины мира, эксплуатирует пережитки детского сознания у молодёжи. Молодёжь посвящает себя попыткам успешной самопродажи, и не отвлекается на такие заведомо коммерчески провальные занятия, как попытки глобального переустройства мира. Со временем, безусловно, большая часть молодых людей увидит, что войти в открытую, казалось бы, дверь им не удалось, и что их социальное положение обречено навсегда остаться весьма скромным. Но к этому моменту они уже не будут молодыми людьми. У них будут семьи и ипотека. Тот же, кто не был революционером в юности, имеет лишь очень немногие шансы стать таковым в зрелом возрасте.

Капитализм выиграл у социализма битву за умы молодёжи, и продолжает выигрывать её в каждом новом поколении. Картина: "Мы все единой стеной против тех; сожмём кулаки, проломим их стену, и там дальше нас ждут Поля Счастливой Охоты" проиграла конкурс привлекательности картине: "Этот огромный прекрасный мир ждёт только тебя, чудо-ребёнок!" Картине, штрихи которой есть в каждом анимационном и кинофильме, в каждой популярной песне, в каждой рекламной акции, в каждой витрине магазина и в блеске каждого лимузина. Первая картина умозрительна, вторая - реальна; она сверкает и переливается неоном и хромом, ксеноном и рядами жемчужных зубов. Первая картина ставит перед необходимостью; вторая манит и обещает. Многие ли затыкают уши, дабы не слышать сладкоголосого пения? Удивляться ли улову Сирен?

Овладев массой, идея определяет выбор направления поворотов на развилках истории. Концепция: "Пролетарий это продавец товара рабочая сила" может звучать с ударением на слове "сила", делая ненужным всё промежуточное, а может звучать с ударением на слове "продавец", делая непринципиальным всё последующее. Ведь в коммерции важно не то, что именно ты продаёшь, а то, с какой выгодой для себя. В первом случае конфликт "пролетариат - буржуазия" является междуклассовым, во втором - внутриклассовым. Конфликт сам по себе от этого не исчезает, но меняется его оценка. Спор хозяйствующих субъектов может быть весьма острым, но капиталистические отношения как таковые его острота только укрепляет.
Tags: Капсоц, Теория общества
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 2 comments